ТЦ Таганка

Современные тенденции в парфюмерии

Парфюмерия  — это соединение науки и искусства, поэтому эту сферу сложно назвать чисто рациональной. Здесь соединяется огромное количество информации, эмоций, символы. И сложный язык ароматов — это объединение разных культур, стран, соединение современности и прошлого.

Есть целые легенды о том, как создавались отдельные ароматы. И парфюмерия — это то, без чего невозможно представить наш мир. И сейчас это важная часть нашей культуры и одновременно искусство.

В современной парфюмерии есть некоторые моменты, которые были не свойственны этой отрасли раньше. Например, несерьёзное отношение. Некоторые парфюмеры позволяют себе сейчас ироничные и смелые проекты, где дизайн ароматов может быть, например, карикатурным.

На проекте Шона «Отступники» на флаконах были 3D изображения авторов ароматов в виде сумасшедших ковбоев. Правда, этот проект не обрел мировой славы. Чего не скажешь об их канадских коллегах.

Есть духи канадской марки «Зоолог», где каждый аромат был посвящен определенным представителям фауны, однако на этикетках эти животные одеты в старинную одежду аристократов, фраки, платья с кринолинами, и там такие варианты, как бурундук, макака, панда, носорог, летучая мышь. В каждом аромате обязательно использовались некоторые запахи из среды, где обитают эти животные, чтобы воссоздать картину мира зверей посредством душистых веществ.

Также сейчас очень важно понимать, что в работе с парфюмерией стали обращать внимание на экологию, поэтому многие натуральные компоненты были заменены синтетическими, особенно те, для которых использовались животные, чтобы не нарушать природный баланс и не истреблять редких зверей.

Есть специальная организация, призванная следить за тем, чтобы в составе духов было меньше аллергенов, фототоксичных веществ и других неполезных компонентов. Некоторые вещества также запрещают по этическим соображениям, например, когда-то ради добычи животного мускуса уничтожали самцов оленей, а ради добычи амбры – кашалотов.

Сейчас запрещены около семи десятков синтетических и около десятка натуральных компонентов. Некоторые можно использовать только в ограниченной концентрации и не соблюдать рекомендации этой организации считается среди парфюмерных фирм дурным тоном и солидные компании не могут себе этого позволить.

Это не парфюмерная цензура, а необходимость, но из-за этого мы уже не можем понять, как пахли духи в начале прошлого века, даже если название аромата совпадает. Изменилось всё, в том числе и методика производства некоторых компонентов. Кроме того, от воздуха, среды и норм гигиены тоже зависит то, как раскрывается аромат.

Они в течение времени тоже менялись. Сейчас ароматизированным становится все больше самых обычных предметов, мы хотим, чтобы нас окружало как можно больше приятно пахнущих вещей. На рынке даже у самых дорогих марок появились средства с небольшим объемом именно духов в самой легкой концентрации, дымки для волос, мист, парфюмированная вуаль, эти продукты одним кажутся слишком жидким, но они стоят дешевле и вместе с тем соединяют в себе уход за телом и ароматизацию.

Многие производители известных марок духов выпускают с этим же ароматом крем для рук, для тела, шампуни и гели для душа. Поэтому область применения парфюмерных композиций разрастается все больше и больше.

Еще одна интересная примета времени ­ — уникальное сочетание духов и драгоценностей не только в переносном значении, когда в названиях духов используются слова золото, серебро, жемчужина, изумруд, рубин и другие названия драгоценных камней, а именно в ситуации, когда ювелирные фирмы создают прочный союз с фирмами парфюмерными.

В двадцатом веке объединились мода на одежду с модой на ароматы,  а к концу семидесятых годов 20 века появилось много красивой бижутерии, а носить золото и бриллианты стало не модно. Тогда флаконы духов с названием определенного ювелирного бренда оказались гораздо доступнее по цене и создавали вот такую вот рекламу уже продукции ювелирного дома. Сначала женщина позволяла себе насладиться драгоценным ароматом, а потом задумывалась о том, чтобы приобрести ювелирное украшение.

Союз аромата и драгоценности — это определенный силуэт, в котором соединяются символы красоты и роскоши, им придается форма колец, кулонов, изысканность, свойственная производителям ювелирных изделий.

Здесь флакон это уже не просто упаковка духов, а само по себе произведение искусства, а иногда даже украшение, внутри которого спрятан аромат.

Одними из первых были духи фирмы Ван Клифф. Этот аромат так и назывался «Первый». Эта ювелирная фирма создавала украшения для коронации иранского шаха и комплект для индийской принцессы. Их работы напоминали о стиле, роскоши и традициях аристократии.  Аромат был создан на основе дизайна подвески и пары сережек из коллекции 40-х годов, которые назывались «снежинка» и кулон с духами можно было попробовать носить на цепочке поверх черной водолазки, как это любила делать Шанель, продолжая тему ювелирных трансформеров. Этот аромат получился из цветочных экстрактов, действительно там выделяются нарциссы, жасмин, легкий блистательный, который можно назвать золотым и бриллиантовым одновременно.

Сейчас это уже винтажная история, но он отправляет нас в некую сказку вроде «Алисы в стране чудес», когда, вдыхая аромат, ты попадаешь в какую-то необыкновенную феерическую историю, где легко оказаться принцессой.

Фирма «Картье» — один из самых знаменитых среди ювелирных домов, который известен своими платиновыми, бриллиантовыми изделиями, престижными часами. Можно вспомнить бриллиантовую пантеру с изумрудными глазами, ставшую «визитной карточкой» этих ювелиров.

Картье создала нескольких десятков ароматов, которые соединили в себе дух ювелирной роскоши с неким его отражением в мире запахов, причем это были и мужские женские ароматы, розово-мармеладные с неким даже металлическим привкусом или мужские, с акцентом дорогого табака и мягкими кожаными нотами. Среди них выделялся аромат серии часы «Тринадцатый час», который был отмечен премиями. По сочетаниям нот — это удовое дерево и амбра, мягкие  классические благородные духи нового поколения кожаных ароматов, современный вариант.  Так могла бы пахнуть найденная в сундуке старинного особняка небольшая кожаная перчатка, которая довольно долго лежала среди саше из ароматных цветов.

Не обошли вниманием парфюмеры и образ изящной пантеры. Он тоже идеально подошел для создания духов, и в эти духи стали одними из самых популярных. Животные обычно обладают резким, неприятным для человека запахом, достаточно вспомнить, как пахнет намокшая под дождем собака. Но считается, что пантера — единственное животное, которое обладает приятным запахом, и эта легенда подошла для создания аромата «Пантера Картье», которую создал парфюмер в 1986 году. Мягкий, смолистый, шипровый,  в 2014 этот культовый аромат был уже перевыпущен с современными душистыми ингредиентами. Создавая его, парфюмер передавал ощущения страстной женственности. Этот аромат кроме мускуса предлагает почувствовать оттенки гардении, клубники, сухофруктов и ревеня.

Ювелирный дом Бушерон тоже начинал свою деятельность позапрошлом веке, и его аромат отражал эти традиции богатства. Флакон, выполненный в форме кольца, из одной из коллекций Бушерон, напоминает золотую печатку. И печатка — это такая вот декларация превосходства, яркий маркер уверенности в себе и доступности роскошных удовольствий.

Еще одна современная примета времени – описание ароматов в виде определенной схемы. Несмотря на то, что ее кое-кто считает устаревшей, она продолжает активно использоваться.
 Когда мы описываем ароматы, то часто встречаемся с пирамидой нот, и не все разбираются в том, что это такое. Пирамида нот в духах — это условная схема плоской проекции структуры аромата. И не все специалисты соглашаются с этой трёхэтажной пирамидой, но мы уже привыкли в рекламе.  Это единственный пока что удобный и наглядный способ показать покупателям, что их ждёт, как следует воспринимать аромат. Ноты головы, ноты сердца, база. И, прочитав писание, покупатель может сориентироваться, обращать ли внимание на эти духи. Однако чаще всего, какие ноты назовут, скорее зависит от маркетолога, чем от того, что там действительно встречается.

В современных духах огромное количество ингредиентов, и их невозможно просто систематизировать и назвать словами, которые поймет человек без химического образования. И эти молекулы в сочетании с другими ингредиентами могут пахнуть совершенно по-разному. Однако пирамида привязывает воображение потребителя к какому-то конкретному среднему варианту. Объясняет, что чувствовать. Она работает эффективнее, если добавлены другие ориентиры для восприятия. Цвет флакона, соответствующие названия.

Например, если назвать духи «апельсиновый рай», сделать цвет жидкости и флакон оранжевого цвета, а на нем написать, что аромат свежий цитрусовый. В пресс-релизе обозначить ноты «Апельсин», «Лимон», «Бергамот», то вне зависимости от того, что будет во флаконе, многие будут думать про апельсины и найдут оттенок знакомого аромата во всем этом сладкозвучии.

Сочетание душистых молекул в зависимости от их веса и подвижности систематизировать пытались давно, в сороковые годы прошлого века французский парфюмер составил пропорции сочетаний нот головы, нот сердца, он их назвал модификаторами и дал примеры гармоничных базовых аккордов.

Он был директором первой школы парфюмеров, хотел выбрать методику подготовки специалистов. И в пирамидах, правда, есть очень сильное искажение, потому что распределение нот по этажам предполагает, что вещества проявляются одно за другим, не пересекаясь и не смешиваясь. Как только заканчиваются одни, выступают вперёд другие. На самом деле какие-то вещества звучат на протяжении всей мелодии аромата, а что-то можно слышать одновременно с другим. И вопрос в том, насколько быстро все это будет раскрываться. Это зависит не только от самого аромата, но и от человека, с кожей которого этот аромат взаимодействует. Прежде ценилась целостность, монолитность, неделимые ароматы, такой уникальный баланс.

Теперь нет больше канонов. Дозволено все, что удастся продать. И сейчас успешным, в принципе, может стать любой аромат, если его маркетинговая кампания будет удачной.

Однако сейчас все еще продолжает быть популярна, несмотря на устаревшую схему, пирамида, хотя некоторые парфюмеры пытаются бороться с этим предрассудком. И, например, японские парфюмеры создали два антипарфюма, и там душистые вещества даны списком из 53 пунктов, которые звучат одновременно без всяких ступеней раскрытия. Но это скорее исключение из правил.

Еще одна тема, которая появилась не так давно, это духи с феромонами. Считается хитом маркетинга, но учёные считают, что роль феромонов в человеческом общении, в отличие от, например, насекомых, не доказана.

И если бы действительно подтвердилось, что какие-то вещества могут эффективно управлять другим человеком, то это была бы очень опасная возможность манипулирования, которую бы точно уже давно эффективно применяли. Потому что у тех же насекомых такие вещества воспринимаются просто однозначно как приказ.

Человек решает, нравится ему кто-то или нет используя множество каналов, кроме обоняния — это слух, зрение, эмоциональный опыт, какие-то социальные стандарты поведения, и поэтому даже самый изощренный парфюм не станет единственным аргументом в пользу того, чтобы начать общение с каким-либо человеком.

Однако же это не вчера было придумано, считалось, например, что аромат мускуса является афродизиаком, однако иногда этим злоупотребляли, и если этот аромат был слишком сильным, то это, наоборот, вызывало отторжение, потому что сильный животный запах может стать следствием  того, что человек пренебрегал гигиеной.

Интересное современное направление парфюмерии – борьба с так называемым запахом старения – запахом ненасыщенного альдегида.

И это вещество растворяется с трудом, но сейчас японские исследователи изучают возможность смывать его специальным средством и наносить некоторые омолаживающие ароматы. Придавать запах, свойственный молодой коже, и, возможно, вскоре появятся некие персональные варианты парфюма, которые помогут сохранять ощущение молодости в любом возрасте.

В ТЦ Таганка вы можете найти и приобрести интересные современные ароматы.