Не секрет, что сейчас мода сделала очередной вираж и вернула в женский образ русский колорит. Это и вышивка в славянском стиле с соответствующими техниками и орнаментами, и рисованная на ткани имитация такой вышивки, а еще сочетание красного и белого как ведущих цветов платья или юбки с синими и черными, реже зелеными или желтыми дополнениями, шнуровка, баска, длинная юбка-колокол и, разумеется, шали и платки.
Платок как обязательный женский атрибут пришел к нам из глубины еще дохристианских времен. В те времена элементы одежды не только несли множество информации о человеке, его роде и статусе, но еще и имели символическое значение. С распущенными волосами могла ходить только маленькая девочка, и то прихватывая их на лбу тесемкой или полоской бересты. Незамужняя девушка заплетала одну косу и надевала головной убор — нечто вроде широкой расшитой повязки, порой с лентами, открывавший темя и косу. Перед свадьбой же он превращался в сложный богато украшенный венец или кокошник. Дополненный плетеной сеткой с бисером, он уже полностью закрывал волосы.
Замужняя женщина заплетала две косы и покрывала волосы платком или покрывалом, убирала их под сложный убор-кику, порой высокую “рогатую”, открывая и распуская их только на ночь, в бане или с обрядовой целью. Открыть волосы случайно перед посторонними считалось постыдным. Зато именно с распущенными волосами гадали и привораживали. Не зря “опростоволоситься” до сих пор означает “опозориться”, а колдуний на картинах и в кино изображают с распущенными длинными волосами.
Красивые яркие образы женщин в платках, венцах, кокошниках вы можете увидеть на чудесных картинах Венецианова и Маковского. Их стоит видеть, чтобы понять эту особенную эстетику и увидеть, как она и сейчас влияет на русскую моду.
Христианство ввело правило об обязательно покрытой голове у девочки или женщины в храме (как и запрет на “рогатые” кики), так что платки шли через века, оставаясь основным головным убором крестьянок, мещанок, купчих. То есть, большей части женщин нашей страны. Конечно, платки старались носить красивые и яркие. Но имена создававших их мастеров довольно долго оставались неизвестными.
А позже, помимо платков, появились шали. Считается, что изначально, в позднее средневековье, они потихоньку пришли в Европу из Персии (нынешний Иран), и были предметом экзотики и роскоши, а широко производить их начали в Кашмире, провинции Индии.
По легенде, именно популярным и модным аксессуаром у европейской аристократии шаль стала после похода Наполеона в Египет (это рубеж XVIII-XIX веков). Кашемировые шали были в числе подарков, которые император привез своей Жозефине и, разумеется, она тут же ввела их в моду. А вскоре после этого шали широко появились и у русской аристократии — мода распространилась.
Особенно популярным и модным, и даже сейчас мы можем это оценить и использовать, был контраст между однотонным платьем светлых тонов и накинутой поверх изящными складками большой шали насыщенного глубокого цвета, с восточным узором. Поскольку в моде в те времена была античность, шали красиво драпировали, словно древнеримские тоги, и для изящества складок даже вшивали в их концы и кисти маленькие утяжелители. О женщине, одетой со вкусом, так и могли сказать — “она так красиво задрапирована”.
Помимо таких вот больших узорных шалей, которые могли достигать в длину трех-четырех метров, в моде у аристократок были французские шали “шантильи” — небольшие, легкие, из тонкого просвечивающего кружева.
В России шали как предмет роскоши и моды стали принадлежностью в первую очередь аристократок и богатых купчих, а позже — цыганок из столичных хоров. В их случае яркие восточные шали подчеркивали и экзотичную внешность, и достаток, как и любимые цыганками золотые украшения. Подарить “персидскую” или “кашмирскую” шаль было как подарить дорогое украшение — статусный подарок, можно так сказать.
А мещанки, горничные, крестьянки, купчихи попроще, цыганки кочевых таборов довольно долго так и носили платки, так что новый яркий платок считался отличным подарком, и это много раз обыграно в литературе, где удачно расторговавшийся крестьянин едет с ярмарки в деревню и везет пряники детям и платок жене. Появилось еще слово “полушалок” — маленькая шаль, стоившая дешевле большой.
А спрос порождает предложение. И потихоньку определенные города Российской Империи стали славиться своими платками и шалями, и на слуху оказались наконец-то даже конкретные имена создателей. Шали мерлинские, елисеевские, колокольцевские, за каждой — целый производственный роман. Чего стоила помещица Надежда Мерлина, замученная безденежьем, обремененная детьми и пропойцей-мужем, и с помощью своих крепостных мастериц разобравшая буквально на нитки свое лучшее приданое, персидскую шаль, чтобы понять, как такое делать. И вот мерлинские шали изумительной цветочной красоты принесли ей богатство и славу — жаль, ее дети загубили дело матери, и мерлинские шали остались лишь в музеях.
И уж точно вы знаете павловопосадские платки, которые до сих пор носят, более того, сейчас они очень модны! А еще вологодские, оренбургские… Часть русской культуры, красоты и, в общем-то, экономики.
Павлопосадские платки
Это набивные платки с цветочным рисунком определенного вида. Их слоган звучит очень красиво — “Цветы России на ваших плечах”.
История павловопосадских платков началась в селе Павлово (будущий Павловский Посад) в конце XVIII века, и делать их стал мастер Иван Лабзин, основавший мануфактуру по их производству. Постепенно, за несколько десятков лет, мануфактура стала фабрикой. Правнук Ивана Лабзина, Яков, со своим компаньоном Василием Грязновым, в пятидесятых годах XIX века расширили производство платков, начали выпускать не просто хлопок, но платки и шали шелковые и шерстяные, и сделали их, как сказали бы сейчас, брендом. Так павловопосадские платки заявили о себе на всю страну, поехали на международные выставки и стали одним из символов России.
Что такое набивные платки? Это означает, что их не вышивали, а окрашивали, “набивали” с помощью деревянных форм-трафаретов. Довольно долго это была чисто ручная работа. Основных цветов, цветов фона, в самом начале были три — черный, свекольный и не вполне белый, а скорее серый — цвет неотбеленного льна. Так что платки с такой основной можно считать самой что ни на есть классикой.
Рисунок при этом был двусторонним и включал в себя крупные цветы и растительный, цветочно-лиственный, с геометрическим компонентом, орнамент. Самыми знаменитыми вначале стали черные платки с крупными красными розами — очень ярко и эффектно, идет и блондинкам, и брюнеткам, и рыжим. Постепенно добавились самые разные цвета основы — голубые, зеленые, фиолетовые, и разнообразие цветочных узоров росло с каждым годом. К популярнейшим розам, символизировавшим любовь и Богородицу, прибавились крупные садовые цветы — георгины, пионы, лилии, ирисы — а потом и полевые — ромашки, васильки, незабудки. И листья, разумеется, изображали тоже, сочетая их по-разному с цветами.
Появились и шерстяные павловопосадские шали с кистями и бахромой, тоже существующих до сих пор. Широкое производство ожидаемо делало их дешевле, и большие шали завоевали популярность и у простых людей — они меньше думали о драпировках, но им нравилось, что в шали тепло, и в край шали удобно закутать ребенка. И. конечно, им нравилась их яркая, броская красота.
Разнообразие узоров, орнаментов и рисунков павловопосадского платка до сих пор огромно, ими можно долго любоваться. Более того, у этих платков, как у живописных полотен, есть свои художники, которые эти рисунки создают. Вы можете увидеть в продаже платок с указанием имени его художника нам кажется, это очень правильно.
Сейчас в этом же стиле и технике выпускаются и мужские кашне — это смотрится очень необычно и стильно. Цветочный рисунок вообще популярен сейчас в мужских коллекциях.
Если говорить о модных тенденциях, то в этом сезоне модные цвета основы павловопосадских платков — маджента (пурпурный), насыщенный красный, цвет зелени, персиковый и спокойный прохладный синий. Можно выбрать по своему вкусу и цветотипу. Остаются частью модного зимнего образа эффектные платки и шали на черной основе, как яркие контрастные (с красным и оранжевым рисунком), так и мягкие, таинственные, приглушенные.
Принципы ношения павловопосадского платка в современном модном образе следующие:
А еще из павловопосадских платков шьют топы, пончо и даже платья!
Оренбургские платки
Как мы понимаем, делать их начали в окрестностях Оренбурга, и занимались этим казачки. Платки из козьего хорошо утепляли в осенние и зимние холода, при этом зимой было много времени на рукоделие, потому что все более серьезные работы в это время приостанавливались. А пух местных коз давал возможность спрясть уникально тонкую нить, отсюда второе название оренбургского платка — “паутинка”.
Для казачьих вдов это был основной способ обеспечить себя и детей. Их узоры передавались от матерей к дочерям, вывязывались сложно и красиво. И платки завоевывали рынок и славу. А середина XIX века вывела их на международные выставки, так, что законодательница мод — Франция — заговорила о русских пуховых платках и шалях, которые можно протянуть сквозь обручальное кольцо и спрятать в скорлупке гусиного яйца.
Лучшие мастерицы умели делать двухцветные оренбургские платки и вывязывать на них надписи. Например, известен платок с изображением императорской короны и надписью “Боже, царя храни”.
В современности оренбургский пуховый платок никуда не исчез. В этой технике вязки делают не только классические платки и шали, но и палантины, и даже снуды, вяжут детали платьев и сумок.
Прекрасный стильный образ с оренбургским платком — это сочетание его с прямым платьем-свитером длины миди или макси, при этом тона подбираются как контрастно, так и мягко. Например, платок темно-серый, а платье молочно-белое, получается скандинавская гамма. Или наоборот — платок белый, а платье темно-красное. Это очень красивая идея для зимнего фотосета.
Еще один модный образ с оренбургским платком — это платок, заколотый брошью по принципу болеро поверх однотонной водолазки в сочетании с классическими прямыми джинсами.
Модное ношение платков в наступившем сезоне
Материалы модных платков:
Способы ношения:
Ну и, разумеется, вневременная мода — классический платок на плечах. О цветовых сочетаниях мы немного поговорили выше.
Носить одежду с отсылкой на то, что веками носили наши предки считается еще и составляющей психологического комфорта. Для этого достаточно буквально одного-двух элементов, удобных при современном образе жизни. плвток или шаль — отличный такой вот элемент.
ТЦ “Таганка” приглашает вас за покупками!