Бохо-стиль растет из девятнадцатого века, но сформировался в нынешнем понимании порядка двадцати лет назад. Это живой и яркий стиль, чаще женский, чем мужской, он оказывается в тренде часто, вбирает в себя традиции хиппи-стиля, джипси стиля, идет людям разного размера и говорит о свободе, отваге, легкости и дерзости. Стиль людей творческих и живущих в гармонии с природой. Давайте о нем и поговорим сейчас. Тем более, что бохо — тренд 2025 года, а зимой вообще фактически идеален.
История стиля бохо. Богема, цыгане, хиппи, трайбл-танцовщицы, викканки
Само слово “бохо” восходит к французско-чешскому “bohémiens”, что изначально переводилось как “цыгане”, но с девятнадцатого века означало творческих людей, “богему”. Художники и поэты ассоциировались с цыганами — они зачастую жили в бедных кварталах, по соседству с оседлыми цыганами, ярко и необычно одевались, не были привязаны к обычному образу жизни буржуа, много и часто переезжали. Так возник термин.
А если связать бохо-стиль с конкретным человеком, то можно назвать имя Джейн Моррис, натурщицы и музы знаменитого художника Данте Габриэля Россетти из числа самых известных прерафаэлитов. С нее писали Пандору, Прозерпину, Гвиневеру. Она была очень нетипична внешне — высокая, худая, с крупными яркими чертами лица и шапкой густых темных кудрей. И в жизни она позволила себе одеваться так, как одевалась для позирования, в так называемое “художественное платье” — свободно драпированное, летящее, без корсета, с широкими рукавами-буфами, украшенное ручной вышивкой. Распущенные волосы, крупные украшения — то ли цыганка, то ли античная богиня, то ли лесная фея. Первичный шок сменился подражанием, как нередко и случается.
Поскольку “художественные платья” начали носить в первую очередь женщины творческих кругов, редко очень богатые, то стиль вобрал в себя сочетание “блеска и нищеты”. Отсюда, например, как и у цыганок, любовь к оборкам и деталям из разных тканей — старые платья шли на лоскуты, и из этих лоскутов шилось новое. То, на что шли от бедности, становилось модным. Та же история, что во многих странах постепенно произошла с едой бедноты — фондю, буайбесом, пиццей.
Таким образом, богемная одежда того времени отличалась яркостью, пестротой, блеском, свободным силуэтом, широкими рукавами, нередко драпировками и общим комфортом — ну по сравнению с корсетами-то!
А цыганское влияние действительно быстро проникло в бохо ближе к рубежу девятнадцатого-двадцатого века. Цыганское пение и танцы были модны в России и Европе того времени, еще и популяризованные литературой и особенно музыкой — балет “Эсмеральда”, опера “Кармен”, поэма “Цыганы” и опера “Алеко”. А в России были еще и знаменитые цыганские хоры, куда ездили и дворяне, и купцы, оставляя солистам огромные деньги. Композиторы и поэты писали романсы специально для цыганского исполнения.
Изначально хоровые цыгане, стремясь показать, что их дела идут хорошо, одевались так, как принято было в городах. Солистки шили дорогие шелковые платья по моде и накидывали на одно плечо дорогие шали — шали по тем временам были показателем роскоши. Делали высокие прически и надевали множество украшений. Но вскоре стало ясно, что гости, зрители хотят видеть цыганскую экзотику, романтику дальней дороги, как в кочевом таборе. А как одевались таборные цыганки? Это как раз широкие юбки, часто с оборками — надставляли обтрепавшийся подол. Свободные кофты с широкими рукавами, которые удобно поднять, набирая воду, или спрятать в них что-то. Волосы незамужние цыганки носили распущенными, а у некоторых цыганских народностей заплетали в четыре косы. Замужние убирали волосы под платок, который сдвигали на затылок, спереди выпускали отдельные пряди. И, разумеется, множество украшений.
Вот вариации этого костюма и перешли в цыганский сценический, каким мы до сих пор можем увидеть его в театре “Ромэн” или выступлениях цыганских ансамблей. Широкие юбки и фестончатые рукава красиво играли в танце, разноцветные оборки смотрелись ярко и экзотично, свет отражался в украшениях. И эта “цыганщина”, в свою очередь, давала новое вдохновение стилю бохо.
Еще одна волна вдохновения стиля бохо — это хиппи шестидесятых годов двадцатого века и позже. Хиппи тоже нередко были связаны с творчеством, провозглашали своими принципами свободу, бедность, близость к природе. Свободные рваные джинсы, длинные юбки, распущенные волосы, звенящие украшения из дерева и металла, часто сделанные самостоятельно, рубашки, завязанные выше талии, цветочная символика. Популяризированная фестивалями, рок-музыкой и первой редакцией знаменитой рок-оперы “Иисус Христос — Суперзвезда”, эта эстетика пришла в моду и встроилась в бохо.
Добавила своего влияние и трайбл-эстетика. Танец трайбл имеет свою философию — свобода женской природы, танец племени, танец-эмоция. Костюм танцовщицы трайбла очень красив — кофта-чоли в индийском стиле, с открытым животом и короткими рукавами, очень широкие однотонные, разноцветные, градиентные, реже ярусные юбки из индийского хлопка, иногда прямо из сари, украшенные тесьмой, блестками, вышивкой, бисером. Поверх чоли надевают вышитый декоративный лиф, под юбку нередко шаровары. Волосы забирают вверх и украшают металлическими шпильками и крупные цветами. Юбку дополнительно украшают расшитым поясом.
И наконец, тоска городского человека по природе, к концу двадцатого века породившая популярность образа “зеленой ведьмы” — женщины, живущей в гармонии с природой и обладающей некими особыми знаниями, гадающей на Таро, собирающей чаи из трав, окуривающей дом полынью и зверобоем. Частично это пересекается с так называемой виккой — неоязыческой мирной и преимущественно женской религией, почитающей трехликую богиню (дева-мать-старуха) и праздники годичного круга. А частично остается именно стилем жизни, образом, внутренним комфортом. Поскольку это мировоззрение подразумевает подчеркивание женского начала и некоей традиционности, то этнические платья, длинные юбки, крупные украшения очень хорошо в него ложатся.
Разумеется, чтобы носить бохо, необязательно относиться к какой-то религии или философии. Надо просто любить бохо с его самобытностью и комфортом, физическим и эмоциональным.
А теперь давайте посмотрим, что характерно для современного бохо-стиля.
Ткани
Натуральные ткани: шёлк, хлопок, лен, шерсть, деним, кашемир, льняное кружево. Характерные черты бохо — вещи в технике пэчворк, комбинация разных, в том числе контрастных, текстур в аутфите и одной вещи. Скажем, юбка из денима со вставками замши и кружевной отделкой. Очень характерны и мягкие вязаные вещи, хэндмейд и стилизация под него.
Цвета
Приглушенные природные цвета как основа с яркими акцентами. Синий, зелёный, коричневый, их оттенки, оттенки серого и белого, чёрный. И на этом фоне может быть фиолетовый или алый, жёлтый принт или тесьма. Например, чёрная цыганская шаль с алыми крупными розами, терракотовая туника с песочной и бледно-зеленой отделкой по рукавам и вырезу. Могут использоваться и обыгрываться классические народные сочетания — красный с синим, красный с жёлтым.
Верхняя одежда
Дубленка. Классика — сочетание яркого оттенка коричневого с белой отделкой, приталенный силуэт с акцентным заметным поясом, длина примерно до колена. Возможна вышивка и украшение под эстетику северных народов.
Пальто и полупальто. Пальто-пончо. Вот тут силуэт чаще свободный, пояса нет, считывается комфортная стильная небрежность. Очень характерны пальто с крупными необычными принтами — лисы, планеты, звезды, папоротники, грибы — и пальто-пэчворк, а также необычные застежки.
Короткая куртка из замши или денима на тёплой подкладке, часто констрастного цвета или принтованной. Часто такие куртки украшаются вышивкой и бахромой. Это прекрасно смотрится с характерной для бохо-стиля юбкой-макси или платьем-макси, с повязанной сверху тёплой шалью. Удобно и очень ярко смотрится.
А на умеренно холодную погоду хорошей находкой будет меховой или отделанный мехом длинный жилет в качестве верхней одежды. Для русского бохо с народным элементом и джипси-бохо — жилет из павловопосадских платком с мехом.
Основа бохо-стиля — юбки-макси и платья-макси, до щиколотки или середины голени.
Для юбок в стиле бохо характерна яркость: восточный принт например, пейсли, этнический, цветочный и даже анималистичный, только не слишком яркий, потому что животный принт уже идёт в дополнение к другому стилю, леопард — это уже не про бохо.
Летом такая юбка хорошо сочетается с однотонным топом или футболкой, и очень важно, чтобы не было перебора в яркости, потому что сами по себе вещи в стиле бохо обычно очень многоцветные. Хорошо смотрится длинная туника из струящегося материала, полупрозрачного летом или плотного в более холодное время, кардиган из натуральных тканей хлопковых или шерстяных, мягкий, который хорошо подчеркивает внимание к окружающей среде, внимание к природе.
Платья в стиле бохо, либо длины миди, либо макси, практически не бывает мини в этом стиле, и это платье может быть как единственным вариантом образа, так и сочетаться с другими предметами гардероба.
Самые важные материалы натуральные — это хлопок, лён или шёлк. Есть варианты, когда однотонное платье определённого стиля, что часто в бохо встречается, оверсайз и завышенной линией груди, например, А-силуэты.
И если платье однотонное, оно сочетается с вязаным кардиганом, здесь можно сделать акцент уже на яркие аксессуары или платье с яркими принтами, кружевом, вышивкой, воланчиками и тогда сюда уже аксессуары будут наоборот скорее более однотонные и, возможно, хорошо подойдут кожаные изделия, браслеты, например шляпа и хорошо если обувь на плоской подошве или минимальный каблук.
Бижутерия в стиле бохо может состоять из одноцветных, например, полудрагоценных камней или хорошо идут варианты деревянных бус, серег, браслетов, хорошо сочетаются дерево и кожа.
В варианте хиппи в бохо используются часто джинсовые элементы или сами по себе джинсы, в которые включены яркие детали, например, в виде заплат или бахромы.
И здесь такая вот легкая небрежность сочетается со свободой движения и в джинсовую основу включены элементы с яркими цветами, бахромой, вязаными деталями и часто элементы в этническом стиле, например, какие-нибудь ожерелья,
напоминающие мониста. В гламурном варианте, возможно, сочетание обычных классических джинсов с пончо в стиле бохо, когда драпирующаяся мягкая ткань, например, кашемир с кистями или с длинной бахромой, хорошо дополняет образ и создает женственный силуэт.
Это отличный вариант для прохладных летних дней или начала осени.
Лучше всего под образы в стиле бохо подходят брюки-клёш, джинсы расклешенные в разной степени, опять же напоминая стили хиппи, но возможно и просто прямые, часто с цветочной вышивкой.
Стиль бохо отлично подходит для тех, кто любит аксессуары, потому что это важнейшая часть стиля, их можно использовать много.
Самые яркие варианты — это деревянные браслеты, бусы, которые можжно сочетать в разном количестве. Они могут быть довольно длинными, в несколько раз обернутыми вокруг шеи. Браслеты часто многосоставные, либо плетеные из кожи, либо составленные из множества разных бусин в этническом стиле. Причем это могут быть разные этнические варианты, как ближе к цыганскому, так и, например, с африканскими
мотивами или национальными, европейскими, если здесь ближе стиль хиппи, то хороши браслеты с элементами бахромы
Очень интересный вариант аксессуара в стиле ретро — это повязки на голову, поддерживающие волосы, тоже в стиле чаще всего хиппи. Используются либо вязаные, либо кожаные, плетеные, если тканевые, то с цветочной вышивкой, этническими мотивами.
В качестве сумки хорошо подходят к одежде в стиле бохо либо шопперы с этническим узором и опять же бахромой, либо разные варианты текстильных сумок, чаще всего тоже с вышивкой в каком-то природном стиле или с каким-то этническим узором.
Работники ТЦ “Таганка” желают вам в новом году финансового благополучия и стильных покупок.