ТЦ Таганка

Критическое мышление: как не быть обманутым

Каждый день мошенники ищут новые жертвы. Сегодня, когда в Интернете появилось огромное количество возможностей для общения и создания образа, которому хочется доверять. Поэтому все важнее становится умение критически мыслить, чтобы оценивать информацию. Критическом мышление состоит из нескольких этапов.

1. Анализ, интерпретация и оценка информации.

2 Поиск ошибок и несоответствий, нарушений логики изложения.

3. Формулирование выводов

4. Принятие решения на основе этих выводов.

Давайте разберемся в некоторых случаях, когда наш собственный мозг нас обманывает. Этими моментами, которые называются когнитивными искажениями порой пользуются в своих целях нечестные люди, а некоторые из них просто подпитывают самообман и мешают выстраивать отношения с людьми и добиваться своих целей в работе.

Эти иллюзии основаны чаще всего на том, что мозг экономить время и силы, а еще на том как мы воспринимаем мысли и чувства. Самыми основными причинами появления таких ошибок можно считать:

  • избыток входящей информации, особенно сейчас, когда мы постоянно находим ее в Интернете;
  • влияние социума, человек существо общественное и окружающие люди сильно влияют на нас
  •  различные установки и стереотипы, которые мы успели приобрести за жизнь
  • характер и тип личности
  • ошибки во время обработки мозгом информации
  • поток мыслей, которые называется ментальным шумом

Мы считаем, что запоминаем только важную информацию, па на деле, чаще всего запоминаем надолго эмоционально окрашенную. Решения приходится принимать как можно быстрее, так что на долгое размышление времени не остается. Если чего-то не хватает, мы легко можем достроить эту информацию, так что в этих то моментах, которые дорисовывает наш мозг и кроется большинство ошибок. К счастью, многие ошибки можно научиться замечать и тогда они теряют свою силу. Давайте познакомимся с этими когнитивными искажениями, отсутствие которых научит мыслить более логично и ясно.

Слепое пятно

Мы часто замечаем чужие ошибки, но при этом наши собственные, даже довольно простые и очевидные выпадают из поля зрения. Мы склонны доверять себе очень сильно при этом, во всех психологических исследованиях оказалось, что подавляющее большинство людей считает себя лучше, чем остальные во многих вопросах, например менее предвзятыми и склонными доверять рекламе. Если вы задумываетесь о том, что что-то на всех влияет, а на вас нет или что-то свойственно всем, а вам нет, не факт, что это действительно так.

Ложное согласие

Мы часто представляем себе, что окружающие думают также, как мы сами. Приписываем большинству знакомых нам людей те же эмоции и предпочтения, что у нас. Но мысль о том, что если один человек думает определенным образом, то остальные думают также, ошибочна. поклонник итальянской кухни может думать, что все желают заказать пиццу. но в компании вполне могут оказаться последователи ЗОЖ или фанаты суши. Так что убедительность и универсальность своих взглядов каждый склонен увеличивать. Прежде, чем принимать решение в какой-то компании «за всех», стоит спросить, чтобы узнать реальное положение дел.

Переоценка собственного выбора

Если мы что-то выбираем, мы верим что это был лучший выбор. Однако, скорее всего у каждого варианта были свои позитивные и негативные стороны. Интересно, что это искажение, может помешать в дальнейшем сделать более оптимальный выбор, если сосредоточиться только на позитивной стороне, игнорируя негативный опыт, с выбором связанный. Оказавшись в ситуации выбора снова, лучше понимать, что перед вами опять много разных вариантов, а не то только один который снова подтвердит верность каких-то прошлых решений. Если по-простому и на практическом примере, дело вот в чем. Предположим, мы покупаем посуду или мультиварку. Концентрируемся на том, что это было хорошим решением, даже если у вас не все с этими предметами пошло гладко. Или решаем, будто у той же фирмы обязательно хорошие холодильники или весы, если что-то одно оказалось удачным, отказываясь познакомиться с другими предложениями. А ведь там может оказаться что-то более подходящее для нашей кухни.

Иллюзия контроля

Это искажение порождает очень много сожалений, когда не подтверждается. На вере в то, что мы способны контролировать разные случайности и влиять на них основана вся система примет и суеверий. Очень важно понимать, что контролировать все невозможно. Причем работает это искажение в обе стороны: мы можем как преувеличивать наше влияние на события, например, оценивая вероятность выигрыша в лотерею или недооценивать свое влияние, если речь идет о сложном деле, например, проекте, пускать все на самотек, не подавать заявку на грант, не рассказывать о своих идеях руководству. Какие-то маленькие ритуалы на удачу, вроде счастливой монеты в кармане придают уверенности и помогают сосредоточиться на позитивном, но не стоит придавать им большое значение и полагаться на них в очень важных решениях.

Стереотипы

Это очень распространенное явление, которое появилось как-раз, чтобы разгрузить мозг и помочь ему быстро принимать решение, не раздумывая каждый раз над чем-то заново. Там мы берем и приписываем члену какой-то группы людей разные особенности исходя из того, что знаем об этой группе. Сам человек может быть нам совсем не знаком. Стереотипы, кстати, не всегда отрицательные, но они могут совсем не совпадать с личностью, с которой предстоит общаться. Часто стереотипы — это не предвзятое отношение одного человека, а мысли целой группы по отношению к другой группе. Стереотипы есть у всех, как те, что мы получили от родителей, коллег, друзей, так и те, что появились только у нас в ходе каких-то жизненных ситуаций, потому что мы удачно или неудачно столкнулись с представителем какой то группы людей. Стереотипы не всегда плохи, так работает мозг, они всегда будут возникать, но они не должны становиться основой для принятия решений, которые требуют разобраться в вопросе серьезно, не полагаясь на первое впечатление.

Наивный цинизм

Это довольно неприятная штука, когда человек подозревает всех в каких-то эгоистических мотивах, чтобы они ни делали. Если во всех действиях окружающих начинать искать подвох и желание причинить вред, то окажется, что с людьми очень сложно договариваться. Начинают страдать как личные отношения, так и отношения между коллегами. Деловые переговоры, в которых одна сторона полностью уверена, что их желают обмануть, скрывает много информации не смогут завершиться плодотворным сотрудничеством.

Эффект знакомства

В этом смысл постоянного повторения рекламы. То, что кажется нам знакомым может нам начать нравиться только на основе того, что знакомо. Даже неприятный по первому впечатлению человек, может стать симпатичнее в наших глазах, если он начнет попадаться на глаза чаще.

Эффект ореола

Одно из самых опасных в плане взаимодействия с мошенниками искажений. Из-за этого эффекта некоторые люди могут получить незаслуженный кредит доверия и оказываться на месте тех, кто лучше справился бы с доверенной им работой. Эффект ореола —  ошибочная оценка человека, основанная на первом впечатлении. Обаятельный симпатичный внешне человек кажется прекрасным душевно, но мы не можем сказать, что он окажется честным, добрым, компетентным или добросовестным. Какие-то отдельные признаки не могут дать нам общей картины ,которая позволит судить о личности в целом. Кстати, как позитивные, так и негативные. Какое-то преимущество в одной области, не означает, что он разбирается сразу во всех. Это касается не только людей. Самый красивый торт не обязательно самый вкусный. Кстати, этот эффект отлично прижился в рекламе, где о преимуществах товаров рассказывают известные люди, фанаты которых начинают пользоваться товаром вслед за кумиром. Стоит помнить, что ореол может быть и темным — если хорошее предложение подает человек, который кажется нам неприятным, то мы можем не принять его в расчет. Об этом стоит помнить на рабочих совещаниях.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Под таким сложным названием кроется довольно распространенная и простая, но очень вредоносная для человеческих отношений ошибка. Она происходит, когда человек объясняет свои ошибки стечением обстоятельств, а ошибки других — свойствами их личности. Например, кто-то не сдал работу в срок. Можно представить себе, что человек этот разгильдяй, что на него никогда нельзя положиться. Если человек сам сорвет сроки, то скорее всего, он будет оправдывать в такой же ситуации себя, приводя в качестве некие внешние, часто непреодолимые обстоятельства, которые ему помешали. Атрибуция — это приписывание человеку неких качеств, попытка объяснения поведения другого, разгадать о чем он на самом деле думал, почему так поступил. Учитывая, что информации нам в таком случае чаще всего не хватает, то такое объяснение оказывается далеким от правды.

Искажение в негативную сторону

На этом основывается обилие новостей, заголовки которых подразумевают что-то ужасное. Есть такая гипотеза, что тяжелые мысли, негативные события и сообщения о них запоминаются лучше, так как таким образом мозг откладывает информацию, способную научить нас в будущем опасности избегать. На деле, в современном мире это приводит только к повышенной тревожности и созданию ложного ощущения, будто вокруг только что-то дурное, которое может стать источником депрессии. Если зацикливаться только на рисках, то можно стать слишком нерешительным в каких-то вопросах и упустить важные для развития возможности. Кстати, есть исследования, что с годами человек учится все больше ценить хорошее и люди старших поколений наоборот лучше запоминают хорошее.

Проклятие знания

 Это когнитивное искажение опасно для тех, кто собирается кого-то обучать, давать инструкции. Если у вас есть некое знание о том, как что-то делается, вы легко можете представить, что этим знанием обладают все. И тогда разговор заходит в тупик. Один не понимает, что ему разжевывают, а другой не понимает, как такие элементарные вещи вообще можно не понять. Беда в том, что один из собеседников сыплет в речи непонятными терминами или не рассказывает часть информации, которую по его мнению «все знают». Стоит всегда помнить об уровне подготовки тех, кому надо что-то объяснить, чтобы сотрудничество было приятным и полезным для обеих сторон.

Функциональная закрепленность

Эта ошибка мешает нашей креативности. Мысль о том, что все объекты можно использовать только определенным способом может сильно усложнить жизнь. Даже такое простое действие как забивание гвоздя можно сделать молотком, а можно любым тяжелым предметом. Иногда, зацикливаясь на чем-то что действовало определенным образом долгое время, мы не можем найти альтернативный способ решения проблемы. Возможно, для ее решения надо использовать какие-то привычные предметы в другом качетстве.

Как действовать, чтобы избегать когнитивных искажений?

1. Чтобы вовремя признать свою ошибку, если она возникла, в первую очередь стоит оценить правильность своих суждений, а потом уже браться за оценку суждений других людей. Попробовать найти объективные доказательства своей правоты либо неправоты.

2. Познакомившись с основными ловушками мышления, стоит понять, какие из них мешают вам чаще всего и намеренно вылавливать их, перепроверять себя, зная, что в этом случае вы склонны принимать слишком быстрые и не всегда верные решения.

3. Стоит подумать над тем, как вы принимаете решения. Возможно в этой системе есть какие-то проблемы? Что больше всего мешает принимать решения взвешенно? Мало времени, страх показаться незнающим, давление окружающих?

4. Постарайтесь в серьезных решениях всегда оставлять время для обдумывания, чтобы не руководствоваться первыми пришедшими в голову мыслями и эмоциями.

5. Пусть в окружении будут люди, которые по некоторым вопросам имеют мнение отличное от вашего. Это поможет смотреть на события с разных сторон, сделать мышление более гибким и избежать некоторых ошибок. Сейчас очень легко составить информационнный пузырь, благодаря соцсетям и их способности подкидывать в ленту лишь то, что нам нравилось. Однако, это не научит внимательно относиться к мнениям окружающих и взаимодействовать с людьми не похожими на вас, договариваясь.

Чтобы наш мозг хорошо работал и принимал луше решения, его требуется постоянно подпитывать витаминами и минералами. В ТЦ Таганка есть аптека и отличные продовольственные магазины, где можно найти мясо, рыбу и сладости.