Не всегда те, с кем мы общаемся, договариваемся и что-то обсуждаем настроены на конструктивное решение проблем. Вольно или невольно, некоторые хотят настаивать на своем любой ценой, продвигая свои интересы нечестными способами. Манипуляции встречаются как в деловом общении, так и в личном, даже между очень близкими людьми. Манипулятор обманывает партнера по общению, стремясь вызывать у него определенные эмоции, сбить с толку и убедить в собственной правоте. Каждый манипулятор бьет в определенную мишень, например, чувство стыда, вины или ощущение собственной неполноценности. Но самое главное и опасное — он делает это скрытно. Вы можете даже не подозревать, что вами манипулируют. Однако можно научиться распознавать манипуляции и сразу давать им отпор, понимая, что вас провоцируют на выгодные другому эмоции. Манипулятор может казаться общительным, приятным,улыбчивым и обаятельным, тщательно скрывая под этой маской свою натуру. У каждой манипуляции есть сценарий — то поведение, к которому подводят жертву, реакция, которую от нее ожидают. Чтобы противостоять манипуляции этот сценарий надо нарушить.
Несколько самых часто встречающихся манипуляций, с которыми мы легко можем столкнуться
1. Очернить человека, заявляя, что у такого нехорошего, незнающего, некрасивого и аргументы негодные. Классический пример «это нам говорит тот, кто за всю жизнь три книги прочитал», «вы сначала поживите с мое, тогда поговорим». Противостоять этому можно, взывая к логике. Задавая встречный вопрос о том, как внешний вид, любовь к чтению, возраст и другие черты относятся к вопросу, который мы сейчас обсуждаем.
2. Демонстрация того, что слова человека расходятся с делом. Например, кто-то говорит, что курение вредит здоровью, но сам курит. Здесь специалисты советуют не пытаться оправдываться, а ответить, что «потому и говорю, что так поступал и знаю все о последствиях».
3. Подозрение в получении выгоды. Манипулятор может пытаться выставить вас человеком, который придерживается определенного мнения из-за личной выгоды. Если такое происходит, то оправдания или агрессивное противостояние не помогут, этот вариант можно парировать только смехом, доведя обвинения до абсурда.
4. Страх показаться некомпетентным тоже играет на руку манипуляторам. Если человек засыпает речь иностранными терминами, непонятными аббревиатурами, утверждает, что всем это известно и в интернете об этом на каждом углу пишут, то он ожидает, что с ним согласятся, боясь показаться слишком глупым. При этом ссылаться манипулятор может на то, о чем имеет смутное представление. Поэтому если вы не понимаете о чем он говорит, то обязательно попросите уточнить. Пусть он поделится основными тезисами теорий и книг о которых говорит. Есть большой шанс, что манипулятор начнет путаться и мямлить, потому что сам плавает в этом вопросе.
5. Запугивание. В этом случае манипулятор не озвучивает угрозу конкретную, за которую его можно было бы призвать к ответу, а говорит что-то угрожающе туманное, надеясь, что страх заставит оппонента самого придумать себе нечто ужасное и потерять нить рассуждений. «Я, конечно, согласен, но учтите, что отвечать за все это придется вам самим и советую подумать над тем, что вы сказали». Здесь стоит сразу предупредить, что такой скрытый шантаж не пройдет или сообщить, что непременно подумаете потом, а теперь стоит продолжить обсуждение важных вопросов.
6. Лесть. Если человек делает некий комплимент и сочетает его с указанием, как следует поступить, то это не доброе отношение, а чистой воды манипуляция. «Как умный и дальновидный человек, вы не можете со мной не согласиться». Здесь важно отказаться действовать так, как предлагает манипулятор, при этом поблагодарив за комплимент.
В ТЦ «Таганка» вы можете купить отличную одежду и обувь для деловых переговоров, чтобы в любой ситуации чувствовать себя спокойно и на высоте.