Часто классика — это что-то из далеких времен. В случае парфюмерии — это совсем близкое к нам время — двадцатый век. Именно тогда появились знаменитые на весь мир композиции, например, Шанель номер пять. Что послужило этому всплеску этой индустрии? Развитие химии. Теперь в создании ароматов можно было не полагаться только на природу. Ароматы смогли сделать более стойкими, научились полностью воспроизводить ароматы цветов или животных компонентов, которые раньше были дорогими и редкими. Появились так называемые «абсолю» — чистые концентраты вытяжек из душистых трав и цветов. Так новые технологии сделали палитру парфюмеров как никогда разнообразной. Теперь можно было творить в полную силу.
Но есть еще одна причина большого расцвета парфюмерии. Она объединилась с миром высокой моды. Модные дома стали как сами выпускать марки духов, так и заказывать парфюмерам ароматы, связанные с их образом и коллекциями. Ароматы создавались под вдохновении от музыки, книги, живописи.
Интересная история у советских духов, которые появились на фабрике, некогда принадлежавшей Генриху Броккару. Именно компания Броккара придумала знаменитый «Тройной» одеколон, духи «Персидская сирень» и «Дневной ландыш». К трехсотлетию дома Романовых появился «Любимый букет императрицы». Эти духи, на этикетке которых была Екатерина Вторая. Так Броккар стал поставщиком императорского двора, это было очень важное звание.
Один из самых интересных флаконов для парфюмерии появился благодаря знакомству сына основателя компании с Казимиром Малевичем. Одеколон «Северный» представлял собой флакон в виде льдины, на который накручивалась крышка-белый медведь. Этот одеколон оставался популярен и в советское время.
После революции компания поменяла название и стала фабрикой «Новая Заря». В 1925 году появились те самые знаменитые духи «Красная Москва». Считается, что он стал наследником несколько переработанного аромата «Любимый букет императрицы», но это не доказать и не опровергнуть. Цветочные эссенции и тонкий шлейф сандала был идеальным сочетанием для вечернего туалета.
Был и более легкий аромат, ландышевый, но между тем, носивший имя коварной соблазнительницы — «Манон». Этот нежный цветочный аромат напоминает о лете, любви, вдохновении.
Еще один символ эпохи, но уже во Франции — это Шанель номер пять от компании Bourjous. В двадцатых годах фирма занималась косметикой, а с парфюмерией было так себе. И тут ее руководители познакомились с Коко Шанель. Знаменитый Шанель номер пять уже существовал, но его просто в небольшом количестве экземпляров раздаривали клиенткам модного дома. Он так понравился женщинам, что они приходили в бутик, чтобы купить еще и были неприятно удивлены, что лимитированная коллекция не продается. Тогда Коко Шанель решила, что настало время наладить производство, чтобы этот небольшой сюрприз приносил реальные деньги.
Так в
компанию перешел Эрнест Бо, разработавший Шанель номер 5, и он создал в 1928
году духи «Вечер в Париже». Духи были цветочными, в этом аромате чувствовался
гелиотроп, фиалка, нарцисс, роза и у него была очень деликатная шелковистая
база — сандал, ваниль и амбра. Эти женственные изящные духи в темно-синем
флаконе стали очень популярны, они рекламировались, как духи высшего класса, но
в то же время довольно для этого низкой цены.
Поэтому они очень нравились женщинам. Потому что были прекрасные по качеству и
в то же самое время их очень часто дарили мужчины, потому что они не были по
заоблачным ценам. Эта парфюмерная композиция стала символом типичного вечера в
Париже, такое романтическая представление об этом городе у иностранцев — весна
на Монмартре. Эти духи стали входить в подарочные комплекты, и они одевались в
разное оформление к праздникам, тогда появились коробки для духов в виде берета
моряка, в виде нижней юбки, продавались парфюмированные открытки. Всё это с удовольствием
покупали не только французы, но иностранцы.
Тогда была придумана нарисованная героиня рекламы этих духов — девушка Бабетта. И к ней привыкли уже в модных журналах, это был образ истинной француженки, парижанки, которая любит моду, нравится мужчинам, вызывает зависть у других девушек. Бабетта делилась секретам макияжа, были юмористические истории, в которых она смеялась над собой, и, конечно же, ей всегда нравились косметика и парфюмерия бренда. В наше время она вела бы блог, который писал отдел маркетинга от лица этой девушки, но в то время блогов не было, поэтому это было печатной рекламой, которая появлялась в различных изданиях. Но это не помешало Бабетте обрести популярность. Она дала название целой причёске, потому что появился французский фильм с Бриджит Бардо — вот эта причёска этой героини немного растрёпанный пучок волос и стал называться в СССР «бабеттой». Эти духи вошли в 1939 году в число самых продаваемых духов в мире, кстати, Шанель номер 5 тоже входил в этот список.
После Второй Мировой войны, до которой духи «Вечер в Париже» лидировали, все переменилось. Американцы, которые оказались в Париже, привозили своим матерям подругам и жёнам настоящие французские духи, и это оказались именно духи Шанель номер 5. И так, как именно духи фирмы «буржуа» производились в США, то их сложно было бы назвать «эксклюзивно из Европы». Тогда в США популярности духов Шанель взлетела. Причём взлетела ещё и во всем мире, и несмотря на то, что Шанель все-таки наладила дела с компанией, «Буржуа», с которой судилась за использование ее имени, она получила компенсацию упущенной выгоды. Но именно компания по их производству принадлежала руководителям фирмы «Буржуа», а «Вечер в Париже» потерял свою популярность. Этот аромат был более традиционным по сравнению с маркой Шанель, плюс человек получал ещё вместе с этими духами историю о легендарной личности. Великая мадмуазель Коко Шанель была одной из самых влиятельных особ модного мира в 20 веке . Новые владельцы бренда Шанель действительно вложились полностью в производство этих духов, и они постепенно стали только люксовым вариантом. Сейчас немалую часть огромных денег этой компании составляют духи Шанель, это было очень выгодное вложение, однако в 2015 году руководители продали ее американской корпорации Coty .
Ещё одна известная компания, которая сегодня популярна-это детище Жака Эдуарда Герлена, компания, получившая его имя. По традиции мальчики в этой семье получали образование в Англии и туда ещё дед Жак отправился учиться химии на производство мыла в Лондоне. Тогда не было такой конкуренции среди производителей парфюмерии и таким образом Пьер Герлену, было несколько легче получить высокопоставленных клиентов, эту фирму хорошо знали в Российской Империи. Сын основателя тоже учился в Англии и экспериментировал с составом ароматов, соединял искусственные натуральные вещества, и тогда он сочинил духи, которые дошли до наших дней. Их состав держится в секрете, что там точно неизвестно, но считается, что в него входит ванилин, роза. лаванда, бобы тонка. И одновременно с выпуском этого аромата появилась основная рекламная тема дома Герлен,« у каждого духов должна быть туманная легенда лучше сразу две». Духи Jicky тоже имели такую легенду и считалось, что аромат посвящён любимой женщине изобретателя американки с таким именем, но потом появилась ещё одна. Что это было домашнее имя племянника парфюмера, Жака, однако все 130 лет существования этих духов, дом Герлен, так и не рассказал, что ж такое на самом деле послужило вдохновением для создания этого аромата. У старшего Герлена, не было детей, и он взял в дело племянника Жака, у которого открылся талант и который стал трудиться в семейной фирме. Они были на всемирной выставке в Париже это была потрясающая реклама дома Герлен.
Появились новые духи, посвящённые Саре Бернар, которая была не только клиентом, но и близким другом дома Герлен, духи назывались, «Вот почему я люблю Розин» и для тех, кто не знает, настоящее имя актрисы Сары Бернар был Розин Бернар, а аромат был такой кожано-цветочный. И чуть позже появился мужской аромат, нечто похожее на знаменитый Jicky, но в нём чувствовалась ваниль.
Еще одним громким коммерческим успехом племянника главы компании были духи «После дождя» и опять же была ещё одна фамильная легенда, что посвящен этот аромат жене изобретателя, облик, которой такой хрупкой с голубыми глазами женщины с белоснежной кожей и напоминал ему нимфу. Вторая легенда тоже была, что этот аромат тоже создан в честь Сара Бернар. В этих духах отчётливо чувствуются опыты с альдегидами, которые соединены с гелиотропом фиалкой, корнем ириса Духи очень цветочные, в которых действительно чувствуется нежность покрытых каплями дождя цветов.
Герлен пополнял свою коллекцию живописи и любил китайское японское искусство, его вдохновляли картины — это не редко встречалась среди парфюмеров. И считается, что именно картина Клода Моне сподвигло его на создание шедевра «Сумерки», и это такой живописный многозначный насыщенный аромат. Первые духи, где автор попытался передать не только запахи, но изменения света так свойственные импрессионистам и сложные эмоции — особое состояние, души именно во время, когда день уже закончился, а вечер ещё не наступил, и нас окружает такое вот волшебное освещение.
Ароматы Герлен — это не только духи, но и поэзия, философия и такое тягостное предчувствие, что грядёт что-то неизбежно возможная речь шла о предчувствии Первой мировой войны, потому что духи были созданы в 1912 году. Свежий аромат бергамота и дополнение специй, а потом амброво-сандаловая база. Рыхлая и густая, сладковатая, вязкая. Она кажется тем самым туманом, который скрывает землю, наступающие сумерки. Красота, дерзость, доля легкомыслия. Для этих духов создавал флакон художник стекольного завода Баккарат. Его очертания напоминает очертание женских плеч, пробка похожа на перевёрнутое сердце и украшен кисточкой из нитей, которые расчёсывали вручную. Такие флаконы Герлен сегодня называют «жандармы», потому что крышечка напоминает не только сердце, но треуголку жандарма. флакон оказался настолько удачным, что потом фирма использовала его для других духов.