Что такое метафорические ассоциативные карты и почему они так популярны?
Сейчас один из самых эффективных инструментов для определения и достижения целей в работе с проектами — это коучинг. Есть очень интересный момент, который соединяет коучинговый подход с арт-терапией. Это происходит, когда коуч и клиент используют методы творческого самовыражения, рисование, лепку или метафорические ассоциативные изображения. Этот метод объединяет логический, творческий подход к решению. Поэтому считается универсальным для людей совершенно разным мировосприятием.
Что такое метафорические карты и как они могут помогать людям?
С картами работают в разных жизненно важных сферах: отношение к себе и самооценка, повышение личной эффективности, работа с целями, планирование и принятие решения, профориентация и построение карьеры, создание собственного бизнеса и вопросы финансового потенциала, поиск предназначения, работа с конфликтами многое другое. Эти карты помогают коучам, психологам, тренерам, учителям и могут использоваться просто для самопознания. Они задействуют образно эмоциональное мышление — это помогает найти нестандартные решения и ближе познакомиться с самим собой.
Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок с различными сюжетами или абстрактными цветовыми пятнами, иногда на них может быть слово или целое выражение. Самое их ценное свойство — возможность заглянуть в подсознание. Найти свои убеждения, которые вы ещё не осознали, найти ответы на вопросы. То есть метафорические ассоциативные карты работают с нашим бессознательным. И там находятся ответы на многие вопросы, решение многих проблем, просто нам очень трудно найти нужное, потому что мы себя не так уж и хорошо слышим.
Когда человек вытягивает метафорическую карту, он ощущает целый набор чувств, мыслей, ассоциаций и воспоминаний, фантазий, его может посетить озарение. Здесь нет правильных и неправильных ответов, каждый увидит своё личное, и никто не может прожить за другого его жизнь. Такие карты позволяют работать индивидуально, понимать характер и жизненный опыт каждого конкретного человека. Не пытаясь как-то унифицировать реакции.
Основное свойство таких карт — это метафоричность. Метафора по-древнегречески иносказание, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. В основе метафоры, сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании какого-то общего признака. Мы, например, говорим: «устал, как собака». Мы способны действительно во всём найти что-то, что объединяет два на первый взгляд совсем не связанных предмета. Метафора — это образный способ описания ситуации, который помогает через картинку увидеть новые смыслы, ярко-ёмко описать состояние и чувства, которые обычно очень сложно описывать. Мы можем задуматься, что для нас означает «почувствовать себя победителем» или наоборот, как для нас выглядит одиночество. Метафора — это язык, который одновременно понимает и сознание, и бессознательное. Это тропинка, которая свяжет нас с нашим опытом, поэтому такие карты — универсальный переводчик с языка бессознательного на язык сознания.
Когда мы берём в руки метафорические ассоциативные карты, они снижают уровень тревожности, помогают преодолеть внутреннюю защиту и помогают искать ответы на волнующие вопросы. Такие карты открывают перспективы, возможности решения. Человек может проанализировать свою жизнь, причём сделать это безопасно, не прикасаясь к сильным эмоциям. Карты создают игровой момент в работе с самим собой, не удивительно, что дети познают мир во время игры, жаль, что взрослые часто забывают о таком способе. Играя перебирая красивые картинки, перечитывая мудрые высказывания известных людей, человек способен разобраться со своими страхами и проблемами, и задачами, какие карты помогают вывести на поверхность глубины и переживания самопринятию, это возможно благодаря творческой части личности.
Совместная работа двух полушарий мозга для нашего мышления не совсем привычна. В современном мире люди привыкли, что всегда нужно думать рационально, нас приучают к логичным поступкам и цифрам, графикам, схемам, но не всё поддаётся чёткому и структурированному мышлению. Действительность гораздо сложнее, чем кажется математикам. Если человек подавляет творческую энергию и свою интуицию, то ему сложно вернуть радость и спонтанность в жизни, научиться думать о себе и сделать жизнь более яркой и насыщеннной позитивными эмоциями.
МАК — это отличный трамплин для проявления фантазии, он запускает необычные ассоциации, приводит к озарениям и с помощью этого инструмента можно придумывать самые оригинальные способы решения задач.
У работы с метафорическими ассоциативными картами очень мало ограничений. Среди них могут быть только совсем тяжёлые заболевания, некоторые психиатрические заболевания, сильная, умственная отсталость или некоторые. ограничения, которые не позволяют работать с воображением, тоже те, которые развиваются из-за тяжелых физиологических или психологических проблем.
Первые метафорические карты появились в 1975 году. Канадский искусствовед очень хотел, чтобы искусство было приближенно к людям, он считал, что художественные произведения должны быть не только предметом пассивного созерцания, они должны стать доступным любому человеку и заставить его думать. Тогда он нарисовал колоду картинок, а знакомый психотерапевт помог продумать правила игры. Так появилась не только игра, но и уникальный психологический инструмент для гештальт-терапии, блестящая идея состояла в том, что сочетание ярких картинок, вызывающих ассоциации со словами стимулами даёт поразительный эффект. Игра поражала своей атмосферой, возникающей за счёт комбинирования слов и изображений.
Карты делятся на группы по стране издания, по исполнению: рисованные абстрактные фото: колоды или коллаж, по содержанию, это могут быть картинки, картинки и слова, или только слова, или фразы, по возможности применения делятся на универсальные, портретные, архетипические, ресурсные, а еще есть специальные для работы с семьёй или парами, для работы с детьми, для работы с травмой, женские, мужские коучинговые, сказочные.
Как выбирать колоду метафорических ассоциативных карт?
Есть три базовых принципа.
1. Изображения в колоде должны нравиться, конечно, они не должны быть полностью позитивными, но и неприязни вызывать тоже не должны.
2. Карты должны быть приятны вам на ощупь, приятным должен быть даже запах.
3. Смотрите на качество полиграфии и упаковку карты не должны пачкать руки и быть слишком тонкими. Подержите колоду в руках, переберите изображения. Картинки, могут быть страшными, весёлыми, странными, но общее впечатление от колоды, должны быть положительными. Только в этом случае пользоваться этой колодой для работы будет эффективно.
Полезно иметь 3-4 колоды, если вы специалист помогающей профессии. Универсальную, её следует купить в первую очередь. Она будет работать со всеми категориями клиентов и вопросов. Портретную для работы с личностными и межличностными вопросами, ресурсную колоду, если вы будете искать способы возможности решения проблемы. Специальную колоду стоит выбирать только у вас уже есть 1-3 колоды. Для работы с собой, если вы не хотите работать с клиентами достаточно одной или трех колод. Если вы хотите развивать творческий потенциал и искать нестандартные решения, вам можно приобрести абстрактную колоду.
Какие вопросы можно задавать себе, глядя на карту?
Что изображено на картинке? Что именно вы видите, описывайте подробно в деталях, какое действие происходит? Кто с кем в отношениях, кто что делает, даже если это не живые объекты? Опишите героев в картинки, какие они? Как выглядят? Во что одеты, Кто главный герой, кто второстепенный? Что они чувствуют? Чего хотят и о чём мечтают, если изображён даже неживой объект, например дерево? О чём персонажи думают? Как оценивают обстановку, ситуацию? Чего они хотят? Куда персонаж смотрит, что видит, какая картина открывается с его точки зрения? Что происходило с персонажами до того? Что будет после? Куда направляются персонажи? Откуда они пришли? Что привлекает больше всего? Что вам нравится? На что смотреть не хочется? Что вы чувствуете по поводу того, что на карте изображено? Что на карте самое плохое, самое хорошее? Что вы чувствуете в месте, изображенном на карте? Что в этом месте вам хочется делать? То, что изображено на карте, соотносится с вашей жизнью и ситуации вопросом, или проблемой? Какое послание несёт эта карта в ответ на ваш вопрос? Каким образом карта, её герои и события, перекликаются с вашей жизнью? Что бы вам хотелось сделать, глядя на карту? Какие препятствия вы видите на карте? Какие ресурсы есть на карте? Чему вас учат герои этой карты? Какие ресурсы можно взять себе на этой карте? Что на этой карте даёт вам чувство безопасности и опоры?
Вот одна из самых распространённых и простых техник работы: одна карта
Берётся любая содержащая картинки сюжетная колода, цель — получение ответа на актуальный вопрос. Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ, запишите его в тетради, выберите карту. Можно осознанно выбрать понравившуюся карту, можно довериться своей интуиции, выбрать карту вслепую. Внимательно, рассмотрите карту. Как-то, что изображено на ней, относится с вашим вопросом вопросом из списка? Сформулируйте ответ.
Ещё одно упражнение для практики: «незаконченные предложения».
Хорошая техника для работы с прояснением ситуации. Подойдёт любая сюжетная колода. Цель сфокусироваться на настоящем моменте и понять, какие дела важны, какие не очень. Утвердить выбранные цели.
Вытянуть вслепую по одной карте на каждое незаконченное предложение и завершить его, используя карту. Помните с выбранной картой, можно не только соглашаться, но и спорить. Например: самое трудное сейчас… хочу научиться… надеюсь на… Сейчас для меня важнее всего… сколько не стараюсь… я хочу… моя слабость… сейчас в первую очередь мне нужно сделать… я хочу закончить… думаю, что я хочу поразмышлять… я думаю, что я достаточно способен… Хочу начать сейчас, мне не хватает… ищу ключ… моя сила… сейчас я уверена, что у меня достаточно силы и способности, чтобы… Можно продолжить любые незаконченные предложения, которые связаны с тем, что сейчас актуально для вас.