История праздников интересна и сама по себе, и приходящими при ее прочтении идеями, ощущением преемственности, глубокими корнями той или иной символики. История Нового Года и Рождества именно как большого красивого праздника с определенной эстетикой для нас во многом началась с XIX века, именно этот период, особенно российский и британский, заложил нам в подсознание большую елку с яркими игрушками и свечами, которые позже сменились гирляндами, большую семью у накрытого стола с непременными ароматными, пряными, фруктовыми сладостями. За это можем поблагодарить классическую литературу и мемуары.
“Ёлка отогрелась, повеяло лесным благоуханием. Моя старшая сестра Лида и я надели на неё жемчужные ожерелья, серебряные бусы, блестящие нити. Повесили на пушистые лапки восковых ангелов, трубящих в большие золотые трубы, белокурых снегурочек, ватных мальчиков и девочек, сидящих в крохотных картонных санях, весёлых трубочистов, качающихся на лёгких лестницах, гномов в малиновых шапочках и сапожках. Навесили стеклянных, нежно звучащих яблочек, груш, вишенок, мухоморов, кошек, собак, коней, львов, оленей, мишек, — да всего и не перечтёшь! Под ёлку постелили вату, посыпали её битым стеклом, и она заблестела, как снежный сугроб. Рядом с деревом встал дедушка Мороз в белой шубе, в белой шапке, в белых рукавицах, в белых валенках” (Монахиня Варвара. “Воспоминания. Детство Золотое”). То же самое мы можем прочитать и у английских авторов. Это та самая картинка, под которую мы подсознательно стилизуем и свою новогоднюю елку.
В нашей стране сложилось так, что Новый Год несколько вытеснил Рождество и смешался с ним, воспринимаясь одним долгим праздником. Поэтому эстетика Рождества стала у нас эстетикой Нового Года.
И, разумеется, перед Новым Годом мы украшаем елку и только после Рождества, а то и намного позже, если елка искусственная, убираем ее. Многие украшают елку еще на Западное Рождество, заранее. Особенно если в семье есть дети, для кого это большая радость.
Вот и поговорим о елочных игрушках, об их истории и моде на них.
Изначальное украшение елки или других вечнозеленых растений — сосны, можжевельника, омелы — пришло к нам из раннего средневековья и не имело к христианству никакого прямого отношения. Дерево, зеленое среди зимы, символизировало жизнь, и давало надежду, что вся семья, все поселение доживут до весны, их не коснутся голод и болезни. Поэтому украшали дерево едой, как бы в противовес возможному голоду. Яблоками “зимних”, хорошо хранящихся сортов, орехами, печеньями в форме колец и крендельков — удобно повесить на ветку.
Праздновали таким образом в декабре самую долгую ночь в году, ведь со следующего дня начинал потихоньку прибавляться свет. А где свет — там радость и надежда. Свечки на елку тогда еще не ставили, свечи не были доступны любому человеку, и как символ этого света зажигали в печи новый огонь, особое полено. Кстати, именно отсюда через много-много лет пришла идея торта с забавным названием “рождественское полено”.
Свечам на елке мы, по основной исторической версии, обязаны основателю протестантизма, Мартину Лютеру. Возвращаясь как-то домой в Сочельник, вечер перед рождественской ночью, он любовался звездным небом и думал о его красоте, и дома украсил елку свечами, а самую большую свечу укрепил на макушке как символ Вифлеемской Звезды.
Примерно тогда же возвращается украшение елки выпечкой, обычно пряниками, но теперь это несет другой смысл — Причастие. Ведь праздник-то религиозный. А в западной традиции мирян причащали только хлебом. Где хлеб, там и пряник. Добавляются постепенно вновь яблоки и орехи, которые украшают, заворачивают в яркую ткань, золотят. Яблоко — как райский фрукт (символом райского фрукта был еще и виноград, поэтому в рождественских сладостях так часто использовали изюм). Орех — символ Иисуса Христа (скорлупа — крест, ядро — тайная божественная природа). Кроме того, в честь Христа и Богоматери в богатых домах елки украшали живыми цветами — розами и лилиями. Интересно себе представить!
А вот привычные нам стеклянные игрушки появились уже в XIX веке. До этого стекло было настолько дорого, что заказать из него украшение на несколько дней в году могла только богатейшая семья. Впрочем, и в XIX веке такие игрушки — их делали из зеркального стекла, они были тяжелыми — оставались призраком роскоши. Есть легенда, что сама идея родилась в Тюрингии в год большого неурожая яблок — и город позволил себе заказать вместо яблок стеклянные шары, так и родилась самая привычная нам елочная игрушка. И оказалась такой красивой, что теперь без елочных шаров елку себе и не представить. Уже лет через десять после создания елочных шаров стеклодувы стали делать и ангелочков, и птичек, и звезды, и фрукты. Их покрывали серебряной и золотой пылью. Так что и елочные игрушки стали приближаться к нынешнему виду, хотя такого разнообразия, конечно же, все еще не было.
В Германии же начали делать блестящую елочную мишуру. Так что именно эта страна, пожалуй, больше всего вложилась идеями в современный вид праздничной елки.
К нам в Россию традицию украшения праздника елками и другими хвойными привез, как и многое другое, Петр Первый, но елочных игрушек при нем еще не было — просто украшали праздничные залы и дома лапником, ветками. Уже с XIX века появились украшенные елки, и принесла эту моду в Россию императрица Александра Федоровна, жена Николая I, немка по происхождению. А с середины века — добавились елки публичные, в местах больших гуляний. Помимо свечей, яблок, пряников, орехов и конфет, на елку вешали детские книжки, азбуки, а еще канитель — тонкую металлизированную нить, и блестки. Смотрелось очень красиво. Публичные елки зачастую украшали просто разноцветными лоскутками ткани- а позже появились флажки для украшения, которые популярны и до сих пор, правда, сейчас они бумажные, деревянные, пластиковые.
Перекочевали в Россию и стеклянные игрушки, тоже очень недешевые. Но и вообще нарядить елку было по тем временам дорогим удовольствием. Сложилась большая традиция ее украшения с символической составляющей. Звезда на макушке — Вифлеемская звезда. Ангелочки — божественная воля, которую принимает человек. Колокольчики — глас Божий, который человек слышит и внемлет ему. Свечи — молитва. Бусы и гирлянды (кстати, стеклянные бусы на елку — русская идея) — цепи, принятие страданий на жизненном пути. Яблоко — да, они сохранились — напоминание о рае. Птицы — голуби или абстрактные птицы — Благая Весть. Овечки — паства, христиане. Ягненок — сам Господь. Символическое христианское значение орехов скорее забылось, они просто красиво смотрелись, украшенные золотом, и раздавались приглашенным на елку детям.
Появились игрушки из воска, из проклеенной ваты. Изобретались способы безопасно крепить на елку свечи, чтобы не случилось пожара.
Было принято делать часть игрушек своими руками. Эта традиция шла не от бедности — считалось, что это правильно и хорошо объединяет семью, детей и родителей, за общей подготовкой к празднику. Мы можем с этим только согласиться. Кроме того, выпекалось, тоже с помощью детей, несложное печенье на елку в виде веночков, которые потом украшались красными, золотыми и белыми лентами.
В Советском Союзе относительно надолго праздник исчез — и вернулся уже в виде собственно Нового Года в 1935 году. Звезда на верхушке елки стала красной, а среди игрушек появились но пионеры, красноармейцы, полярники, белые медведи, и даже была коллекция шаров с портретами членов Политбюро. Были и игрушки-сказочные герои, включая русские, европейские, восточные сказки. Очень популярны были игрушки на тему цирка — клоуны, цирковые животные.
А с 1937 года, с первой большой детской елки в Колонном зале Дома Союзов, появился такой новогодний персонаж, как спутница Деда Мороза — Снегурочка. Разумеется, быстро появились и соответствующие елочные игрушки.
Елочные игрушки выпускали даже во время Великой Отечественной войны — тематика была соответствующая: танки, самолеты, солдаты, парашютисты. Делали их из отходов промышленности.
После войны тренд, разумеется, сменился. Именно тогда стали делать картонажные игрушки — сначала по необходимости, экономя на материалах, а потом они многим полюбились. Их нужно было самостоятельно вырезать и склеивать, и они стали приятной предновогодней семейной традицией. Птицы, звери, рыбы из картонажа нравились детям и взрослым.
Конечно, через некоторое время вернулись и к стеклу. Появились сначала игрушки, связанные с восстановлением сельского хозяйства, коллекция “елочных” фруктов и овощей, включая знаменитую “царицу полей, кукурузу”. Потом — игрушечные космонавты, спутники и космические корабли. Даже традиционная красная звезда на вершине елки уступила место “пике” в форме взлетающей ракеты.
Это, разумеется, не отменяло обычные фигурки — те же шарики разного цвета, зайчики, белочки, другие трогательные зверюшки.
Выпускались красивые игрушки по мотивам детских книг и известных фильмов. Очень красивая коллекция елочных игрушек была выпущена по сказкам Пушкина. Были “Доктор Айболит”, “Чиполлино” — сейчас за ними охотятся коллекционеры. Делали и игрушки-куклы в костюмах разных республик, входивших в состав СССР.
Появились игрушки на прищепках — они не висели, а стояли на елочных ветках.
Добавились сосульки, шишки, шарики сложной формы, напыление, имитирующее снег.
Игрушки выпускались не только стеклянные. Делали наборные игрушки из проволоки из стекляруса, от звездочек и снежинок до велосипедов. Продолжался, хотя меньше и меньше, выпуск игрушек из проклеенной ваты, “по старинке”, остались и картонажные игрушки. Популярным материалом было папье-маше.
Вообще по истории новогодних игрушек легко проследить, какие фильмы становились популярными. Фильм “Цирк” дал цирковую коллекцию ватных игрушек, в том числе чернокожего трогательного ребенка, фильм “Карнавальная ночь” — игрушку-часы. Чебурашка, крокодил Гена, Карлсон — все они появлялись на советских елках.
В тридцатые годы — мы ее не упомянули — была выпущена коллекция игрушек, изображавших предметы быта — чайники, самовары. Поскольку история ходит по кругу, и мода тоже, в семидесятые годы появился тренд, как мы бы сейчас сказали, на деревенское. Так пришли на елки игрушки-домики со “снежным” напылением. Тогда же вернулась мода на елочные колокольчики.
Уже ближе к девяностым игрушки стали типовыми, разнообразия стало меньше. Популярным материалом стал пластик. Появился “европейский” тренд украшать елку в одном стиле и одном-двух цветах — синий и белый, красный и зеленый, красный и золотой, сейчас так нередко украшают елки в ТЦ и бизнес-центрах. Хорошо это или нет — судить каждому самостоятельно. Мы думаем, что хорошо то, что вам нравится.
Сейчас игрушек величайшее разнообразие. Много игрушек делают в винтажном стиле. Вернулись елочные ангелочки, очень популярны олени и лоси, шарики с различными изображениями, китайские символы года, так что ждем дракончиков. На рождественской ярмарке вы всегда сможете найти что-то совсем необычное, интересные игрушки хэндмэйд. Игрушки делают из дерева, эпоксидной смолы, шьют, расписывают вручную. В этом плане у нас настало время изобилия.
Если говорить о модных трендах, то это винтаж, елка в стиле пятидесятых годов прошлого века. Игрушки под то время, фрукты и овощи, пестрота, гирлянды. Не менее в моде игрушки-грибочки, прозрачные шарики с птичками или белочками внутри, деревянные и соломенные игрушки в скандинавском стиле. Модным будет и нарядить “дореволюционную” елку с ангелочками, яблочками, орехами, конфетами (настоящими и стеклянной имитацией), блестящими нитями и звездой на верхушке. Еще один модный тренд — игрушки в гамме самой елки: зеленые, бирюзовые, голубые приглушенных мягких тонов. Это красиво смотрится в подсветке.
Но, разумеется, главное — чтобы ваша елка и то, как она украшена, нравилось именно вам лично.
ТЦ “Таганка” желает вам красивой елки и ждет за покупками.