ТЦ Таганка

Великий пост

Великий Пост у православных в этом году начнется 27 февраля и закончится 15 апреля — на 16 апреля выпадает светлый пасхальный праздник. Канонично этот пост относится к строгим и предполагает серьезные пищевые ограничения, усиленную молитву дома и в храме, ограничение или полная отмена развлечений и совершение добрых дел.

Мера поста каждого человека — дело только его и его духовника. Многим нельзя строго поститься из-за здоровья и какой-то жизненной ситуации — например, частые командировки, тяжелая физическая работа. Не постятся дети (разве что ограничиваются в сладком и мультфильмах),  беременные и кормящие женщины. Часто священники не благословляют поститься подростков, считая, что в период интенсивного роста организма и не менее интенсивной учебы им намного полезнее отказ не от мяса и рыбы, а от соцсетей и гаджетов — хотя бы временный. Но даже небольшая исполненная мера поста делает Пасху радостнее.

Немного о прошлом и настоящем

В литературе дореволюционной России Великий Пост упоминается часто и подробно, он был естественной частью жизни общества, человек, не соблюдающей его, привлекал общее негативное внимание. Помимо религиозной традиции, пост породил и множество народных, в том числе приятных, скрашивавших это непростое время.

Посту, как и сейчас, в те более старые времена предшествовала неделя Масленицы или, более по-церковному, Сырной Седмицы (то есть, недели). Масленица была временем безудержного веселья и угощения традиционными блинами с самыми разными начинками, но мясо уже запрещалось — потому и “сырная”. Заканчивается эта неделя Прощеным Воскресеньем, когда время просить друг у друга прощения, чтобы с чистым сердцем войти в Великий Пост.

Кроме того, Масленица была временем больших походов на базар, чтобы купить постной еды, которую на крупные базары привозили во множестве. Покупали квашения и соления, чтобы скрасить себе бесконечные каши, моченую бруснику и яблоки, овощи, покупали сушеные и соленые грибы, чтобы поститься сытно. Разумеется, и допустимое в пост сладкое — мед, сухофрукты, постные пряники, сушки. Помните, как вкусно описывает эти покупки Иван Шмелев глазами ребенка — это и есть его детские воспоминания?

“А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком… Противни киселей – ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки, сушки… калужские, боровские, жиздринские, – сахарные, розовые, горчичные, с анисом – с тмином, с сольцой и маком… переславские бублики, витушки, подковки, жавороночки… хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный… А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый, – показывает Горкин, – этот называется печатный, энтот – стеклый, спускной… а который темный – с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребет баранкой, диакон – сайкой… А вот – варенье. А там – стопками ледяных тарелок – великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила… и пряники, пряники – нет конца”.

Так что к посту готовились со вкусом, несмотря ни на что.

Первый день Великого Поста назывался и называется до сих пор Чистый Понедельник. Помимо строжайшего поста (вплоть до полного голодания) и долгой церковной службы принято было чисто убирать дом и ходить в баню. Так начиналась первая неделя — по-старинному седмица, ее еще называли Сборная. Неделей тогда называлось воскресенье. Воскресенье первой седмицы — Неделя Торжества Православия. Церковь вспоминает в этот день победу над иконоборчеством, когда порядка ста лет иконы в храмах были запрещены и даже уничтожались. Вернула почитание икон императрица Феодора в Константинополе в 843 году, и это отметили большим праздником с торжественным несением икон по улице. 

В народной деревенской традиции в первую великопостную субботу справляли “тужилки по Масленице” — пекли постные блины без яиц и молока, на растительном масле, чаще всего с репчатым или зеленым луком, и собирали гостей на тихие чинные посиделки, без вина и танцев.

Вторая неделя — воскресенье, напомним — Великого Поста называется по имени святителя Григорий Паламы, епископа и богослова. Люди к этому моменту входили в приглушенный ритм постной жизни и привыкали к нему. Ели однообразно, хоть и по возможности не голодно. Правильным считалось готовить просто, недорого, без изысков, сэкономленные на еде деньги отдавать бедным. Готовились к исповеди. Кто-то исповедался каждое воскресенье, кто-то — раз или два за пост.

Во второй понедельник великого поста в русских деревнях разбирали сундуки, вывешивали слежавшиеся вещи проветриться, откладывали то, что нуждалось в починке, или то, что планировали отдать бедным. Такие вот расхламление тех времен.

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонная в честь Креста Животворящего. Крест в этот день выносится из алтаря и устанавливается в храме, украшается цветами, ему совершается особый чин поклонения.

К этому моменту, как говорили в народе, пост “ломается”, потому что половина основного поста (не считая Страстной Седмицы) пройдена. Поэтому в народной традиции происходил как бы намек, что и большие  праздники не за горами — в третью великопостную субботу снова собирались гости на постные блины и пеклось особое печенье, “кресты”. Его делали собственно в форме крестов из постного песочного теста с изюмом или орешками и угощали не только людей, но и животных, желая им здоровья. 

Четвертая неделя Великого Поста называется в честь преподобного Иоанна Лествичника. Поститься к этому времени уже тяжело, накапливается усталость, но весенняя погода немного ее скрашивает и радует. Снова пекли постное песочное печенье — “лестницы”, в виде лестниц — два жгута теста соединялись “перекладинками”, семью в честь ангельских чинов, двенадцатью в честь апостолов и даже больше. Это печенье жертвовали в храм, раздавали нищим, приносили в бедные семьи. Хозяйки стремились показать себя и порой выпекали огромные лестницы, во всю печь, на них укладывали постные пироги с капустой, маком, изюмом или картофелем и торжественно несли в храм освящать такое эффектное угощение. Обычно оно предназначалось для благотворительности, например, в богадельню при храме или детский приют там же.

Пятая неделя Великого Поста называется в честь святой преподобной Марии Египетской, в ее честь совершается особое богослужение — “Мариино стояние”. По народной традиции, в нем обязательно должны были поучаствовать подростки, особенно девушки, чтобы святая избавила их от юношеских соблазнов и способствовала хорошему крепкому браку. Считалось также, что именно в эти дни время прийти и покаяться людям запутавшимся и тяжко грешным, и Господь простит их, как простил бывшую блудницу Марию Египетскую. Седмицу эту в народе называли еще “Похвальной”, потому что на ней пели акафист, похвалу Пресвятой Богородице. Постились очень строго — зачастую ели только зеленые щи с молодой травой и хлеб.

Шестая неделя Великого Поста более известна у нас как Вербное Воскресенье, и по нему всю седмицу называли Вербной. Это день, когда отмечается память входа Иисуса Христа в Иерусалим, и жители приветствовали Его пальмовыми листьями — но поскольку пальмы у нас не растут, их вот так заменила цветущая верба. Верба освящается в храме, после этого ее приносят домой и ставят в красный угол к иконам. По народным приметам полагалось также слегка хлестнуть веточкой вербы всех членов семьи и домашних животных, своеобразно благословляя их, чтобы были здоровы. На Вербное Воскресенье пост ослабляется, можно поставить на стол рыбу, морепродукты и вино. Впереди самая строгая неделя.

И вот она, седьмая, Страстная Седмица, на которой вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса Христа, его страдания и страшная смерть. Пост в эти дни самый строгий, вплоть до сухоядения, когда запрещена даже горячая пища (обычно допускалась сваренная, но остывшая). В эти дни ели квашеную капусту с хлебом, холодный печеный картофель, соленые огурцы и грибы, резаную и тертую морковь, репу, редиску. Детям и старикам давали воду с медом. В пятницу и субботу Страстной Седмицы державшие пост строго оставались на хлебе и воде.

В четверг Страстной Седмицы утром обязательно полагалось причаститься, потому что на службе вспоминается само установление Причастия Господом во время Тайной Вечери. А вечером служится красивая и долгая служба Двенадцати Евангелий, потому что отрывки из Евангелий на ней читаются двенадцать раз. Четверговую свечу — свечу, зажженную на этой службе — приносят домой и ставят к иконам. Этот четверг называется Чистым, именно в этот день традиционно делают предпраздничную уборку, красят яйца и пекут куличи, чтобы освятить их в субботу. 

В четверг же — это уже народная традиция — готовили четверговую соль, прокаливая обычную соль в глиняном горшке в печи, часто с измельченным ржаным хлебом и травами, иногда капустным листом. Позже ее освящали в храме и считали после этого лекарством от болезней и оберегом от всяческого зла.

Страстная Пятница — день скорбный, строгий, совершается чин поклонения плащаницы в память крестной смерти Господа. А суббота обычно получается суматошной с подготовкой большого праздника.

Так пролетают семь недель ограничений — и наступает Пасха.

И последняя народная традиция, которую мы уместим в этой статье — еще одна выпечка, “жаворонки”. Их пекут на день сорока Севастийских мучеников — 22 марта. Церковь считает, что птички символизируют чистые души, летящие к небесам, а народные поверья добавляли этой трактовке предчувствие весеннего тепла и птичьих песен. Ведь в нашей стране конец марта может быть и снежным, и морозным.

Вам понадобится:

  • Мука пшеничная — 2 кг
  • Дрожжи — 50 г (или смотрите на упаковке, сколько дрожжей нужно на указанное количество муки)
  • Масло растительное — 250 г
  • Сахар — 200 г
  • Вода — ½ л
  • Соль — щепотка
  • Изюм — для украшения
  • Сладкий крепкий чай — для обмазывания (хватит одной большой кружки)

В подогретой воде разведите дрожжи и две столовых ложки сахара.

В просеянную муку вылейте разведенные в воде дрожжи, добавьте оставшийся сахар и соль. Тщательно размешайте.

Добавьте растительное масло и вымешайте тесто до эластичного упругого состояния. Скатайте из него шар, положите в кастрюлю и оставьте “отдыхать” на полтора часа. За это время тесто поднимется и увеличится примерно в два раза.

Поставьте духовку разогреваться до 180 градусов.

Снова обомните тесто, нарежьте его кусками примерно по 100 граммов, раскатайте эти куски в жгуты. Из жгутов, раскатывая их, приминая и надрезая “перышками” согласно вашей фантазии и видеорецептам соберите птичек. Сделайте им глазки из изюма. Обмажьте жаворонков чаем.

Выпекайте жаворонков 20-25 минут в разогретой духовке на противне, накрытом пергаментом. И зовите близких к столу. Эта выпечка порадует и детей, и взрослых.

Можно заменить часть сахара ванильным сахаром или медом для дополнительного аромата. Можно добавить в тесто корицу и немного мускатного ореха или душистого перца. Вариантов множество, есть даже бездрожжевые, но они, конечно, не настолько классические.  

Советуем вам даже при строгом соблюдении поста иногда радовать себя и семью такими вот простыми допустимыми радостями. Пусть пост ассоциируется с самоограничением, но и остается “постом радостным”. И, разумеется, сделайте упор не только на пищевой пост, но на молитву и добрые дела. 

ТЦ “Таганка” желает вам пройти это время с миром и радостью в душе. Приходите к нам за чаем и разрешенными продуктами.