Знаменитый психолог и психоаналитик Эрик Эриксон в своей теории развития личности выделил восемь стадий этого самого развития — каждая стадия заканчивается кризисом, как бы ответом на некий задаваемый вопрос. От ответа зависит, будет ли дальнейшая жизнь человека счастливой и успешной. Так вот, на школу приходятся две сменяющие друг друга стадии и два кризиса. Удивительно ли в таком случае, что начало учебного года, сентябрь-октябрь — тяжелое для ребенка время? Время, когда он нуждается в особой поддержке и физического, и эмоционального состояния.
Что такое вообще кризис? Момент перелома. Момент, когда личность — даже маленький ребенок уже личность — рывком прыгает на ступеньку выше, на очередной возрастной этап, оставляя что-то ненужное на предыдущей ступеньке. Куколка превращается в бабочку, бабочка — в новую бабочку. Кризис неизбежен, его нельзя отменить — можно лишь помочь ребенку пройти через него.
Какие же стадии и какие кризисы проходит ребенок в школьные годы?
Стадия “Трудолюбие или неполноценность” — так назвал ее Эриксон. Это стадия примерно от шести до одиннадцати лет. Ребенок попадает в школу, в пространство, где его оценивают другие люди, оценивают учителя, потому что это их работа, оценивают другие дети, потому что таковы законы коллектива. Вопрос этой стадии формулируется как “Способен ли я?” Именно здесь закладывается либо любовь маленького человека к учебе, приобретению новых навыков, росту над собой, либо болезненное ощущение неспособности к чему-либо, бесполезности любых усилий. В этой стадии вырабатывается уверенность в себе и самооценка. Согласитесь, очень важная стадия для всей будущей жизни.
Что наиболее пагубно и даже опасно с психологической точки зрения для ребенка в этот период? Сравнение себя с другими не в свою пользу. И самое страшное, когда это делают родители, абсолютные для него авторитеты, те, кого он любит и от кого зависит. Прочие страхи выстраиваются в длинный ряд уже за этим первым.
Поэтому, независимо от темперамента, общительности, психотипа вашего ребенка, помните, что в начале каждого учебного года ему очень трудно — он идет туда, где его неизбежно будут оценивать. Где он, не исключено, находится в хроническом стрессе. Это может относиться даже к самой хорошей школе с прекрасными учителями.
Чем же можно помочь ребенку шести-одиннадцати лет пережить это начало года? Держа в памяти, что сейчас у него закладывается базовое трудолюбие, желание учиться новому и базовая уверенность в себе на всю жизнь.
Режим дня. Как ни казенно это звучит, но именно режим дня для нас является той рутиной, которая может обеспечить спокойствие и уверенность. Режим — это нечто стабильное. Нечто, на что всего можно опереться. Подсознательно он как бы говорит нам, что ничего плохого с нами не случится ни завтра, ни через неделю. А кроме того, организм привыкает к режиму, выстраивает вокруг него свои ритмы и процессы.
Режим дня делает нас здоровее и чисто физически, и психологически. И он должен обязательно соблюдаться и в будни, и в выходные дни, просто со своими коррективами. Скажем, если в будни мы укладываем ребенка в девять часов вечера, то в выходные можем позволить ему посидеть с нами до десяти. Но не до полуночи. примерно то же и с временем подъема.
Питание. Ребенок тратит на учебу много сил — это нам с вами может казаться, что начальная школа очень простая. Для него — нет. Эти силы должны быть восполнены, в частности, правильным питанием, содержащим витамины и микроэлементы, клетчатку, белки, полезные жиры. Иначе нарушится и развитие, и умственная деятельность, и иммунная защита организма. Например, дефицит витаминов группы В проявляется неспособностью ребенка концентрировать внимание и усваивать информацию. Дефицит кальция — проблемами с зубами как раз в период смены молочных на постоянные. Дефицит витаминов С и D — низким уровнем иммунитета и частыми вирусными инфекциями с длительным выздоровлением. А ведь, заболев, ребенок и пропускает учебу, и выпадает из детского коллектива.
В питании ребенка обязательно должны присутствовать мясо или рыба — желательно делать один-два рыбных дня в неделю для повышения количества полезных жиров и фосфора. Каждый день ребенок должен съедать минимум три-пять разных фруктов — если нет аллергий, оптимальным считается сочетание банана, яблока и апельсина, их можно объединить в одном сладком салате, можно съесть по отдельности. Кроме того, каждый день в рационе ребенка должны быть зеленые овощи — брокколи и другие виды капусты, шпинат и овощной салат с большим количеством зелени.
Сладости должны съедаться только после еды, но никак не вместо нее и не в начале, иначе вы закладываете риск раннего развития сахарного диабета. Кроме того, сахар, съеденный на голодный желудок, вызывает резкий скачок инсулина вверх-вниз, а это провоцирует сильные эмоциональные качели. Ребенок, часто перекусывающий сладким, страдает резкими перепада настроения, раздражителен и капризен.
Витамины и микроэлементы. Даже если вы кормите ребенка совершенно правильно, помните, что витамины и микроэлементы из пищи усваиваются не очень хорошо. Во-первых, они нестойки и разрушаются при термообработке, во-вторых, любые проблемы с желудком и кишечником отрицательно влияют на пищеварение, следовательно, на усвоение полезных веществ. Поэтому большинству детей нужны витамины дополнительно. Обычно это уже упомянутые нами витамины группы В, С, D, а также витамин А, кальций, фосфор и йод. Иногда железо — сейчас педиатры обнаруживают немало анемий именно у младших школьников. Конечно, желательно сначала посоветоваться с врачом и сдать анализы.
Движение. Ребенку нужно много двигаться, много бывать на свежем воздухе, этого требует рост его организма, его жизненная энергия. Движение позволяет сбросить его эмоциональное напряжение. Гуляйте с ребенком подолгу, одев его в легко стирающуюся одежду и удобную обувь, давайте ему бегать и играть на площадках, найдите ему увлечение или занятие, связанное с движением. Спорт, особенно командный, веревочный парк, танцы, верховая езда, батут — все хорошо, найдите то, что ребёнку понравится. Ему сразу станет легче и веселее жить, а его авторитет в детском коллективе вырастет. И начинайте день с зарядки вместе с ребенком!
Репетиторы. Если ребенку трудно учиться, найдите ему хороших репетиторов, специализирующихся на этом возрасте. Посмотрите отзывы и убедитесь, что у ребенка с новым учителем хороший контакт. Не раз приходилось видеть, как хороший репетитор делал из отстающего ребенка звезду школы просто индивидуальным подходом и спокойной обстановкой занятий.
Радости два раза в неделю. Это для вас неделя пролетает быстро, а для ребенка она долгая и сложная, время для него течет иначе, медленнее, чем для вас. Ему будет легче справляться с этими сложностями, если он будет ждать чего-то хорошего — скажем, в среду и в воскресенье, помните ведь о режиме и стабильности? Планируйте эти два дня как дни чего-то хорошего для ребенка, а в идеале для всей семьи. Может, в среду вы все вместе посмотрите хороший фильм или поиграете в настольные игры, а в воскресенье пойдете в парк аттракционов? Или в среду всей семьей приготовите необычный ужин, а в воскресенье устроите вечер воспоминаний с фото о том, как ваш ребенок был совсем маленьким? Фантазируйте. Старайтесь исходить из занятий, объединяющих ребенка и его близких.
Семейная поддержка. Помните, с чего мы начали этот разговор — не сравнивайте ребенка с другими детьми не в его пользу, вы сильно выбиваете у него почву из-под ног. Вот что советуют родителям современные психологи:
Если вы вы видите, что ребенок не справляется с учебой и отношениями в коллективе, не можете помочь ему сами, идите с ребенком к хорошему психологу. Вам обязательно помогут.
Одна из причин, почему это стадию так важно пройти хорошо — та, что сразу после нее ваш ребенок войдет в следующую, самую пугающую его родителей — подростковый возраст.
Эрик Эриксон называл ее “идентичность или смешение ролей” или “роли и стаи” и относил к возрасту от двенадцати до девятнадцати лет. Почему именно такое название? Потому что к этому моменту ребенок накопил какое-то количество опыта в разных социальных ролях — сына или дочери, брата или сестры, друга, приятеля, ученика. А теперь, в том возрасте, когда для подростка важнее всего, прямо-таки жизненно важно быть принятым в подростковой компании, оказаться там на равных, он инстинктивно выделяет базовые идеи и установки, которые есть во всех ролях его жизни. Стержень своей личности. Вопрос это стадии формулируется как “кто я есть?”. В этой стадии вырабатывается такое мощное качество, как верность себе, своим принципам и “своим людям”. Принципы и люди в течение жизни могут постепенно меняться — человек накапливает опыт, мудреет, у него появляются новые друзья, своя, не родительская семья, но умение быть верным останется. Если подросток прошел эту стадию неудачно, то он слабоволен, не умеет настоять на своем, легко поддается влиянию, склонен к вредным привычкам и болезненным отношениям.
Начало каждого учебного года для подростка сложно. Отношения в коллективе еще важнее, чем для ребенка, меняется под действием гормонов тело, кожа и внешность, бешено скачет настроение, а учеба все сложнее, впереди все ближе маячит ЕГЭ. Чем вы можете поддержать его?
Питание. Здоровое питание подростку очень важно, но контролировать его родителям труднее, подросток много ест вне дома, причем часто “джанк-фуд”, “мусорную”, вредную еду. Но в ваших силах следить, чтобы подросток:
Витамины. В подростковом возрасте остается высокой потребность в витаминах группы В и D, С, прибавляется — в витамине Е, цинке (при его недостатке развивается выраженная угревая сыпь), селене, все еще высокой может быть в железе и йоде.
Движение. Подросток легко впадает в эмоционально болезненные состояния, движение и спорт не только дает ему реализацию в коллективе и внешнюю красоту, но и психоэмоциональное здоровье. Спорт — это выработка эндорфинов, гормонов радости. Помогите вашему ребенку найти подходящий для него вид физической нагрузки, чтобы радовала его и котировалась у сверстников.
Семейная поддержка. Тут прибавляется важные пункты к уже сказанному:
И помните: психолог все еще вам в помощь.
В ТЦ “Таганка” вы можете приобрести витамины для детей любого возраста, продукты для здорового питания и подарки