В прошлом году мы достаточно насиделись дома, чтобы оценить возможность прогуляться с детьми по парку, скверу или просто зеленым городским дворам. Ребенку необходимо движение, а еще, он еще слишком маленький, чтобы развлекать себя сам. Пройдет время, и дети научатся читать, придумывать игры, но даже тогда ничто так не объединяет семью, как совместные игры.
Давайте посмотрим, как можно весело провести время в теплые, почти летние майские дни. Будет еще веселее, если объединиться нескольким семьям с детьми, тогда на прогулке будет не один ребенок и игры станут еще задорнее.
“Кость”
Один из детей играет роль песика. У него должна быть игрушка, которая выполняет роль косточки. Любая, которую удобно передавать. Он отдает игрушку стоящим вокруг него товарищам по игре и закрывает глаза. Они быстро передают ее между собой, пряча за спиной. На счет 5 или 10 “песик” открывает глаза и должен угадать, у кого его игрушка. Каждый должен изобразить очень виноватое выражение лица, чтобы было сложно догадаться. Если “песик” угадал, то на его место встает тот, кого застали с игрушкой за спиной.
Акула и рыбки
Из детей выбирается Акула, камни — которые будут стоять кругом и рыбки, которые будут “плавать” внутри круга. В какой-то момент ведущий говорит “Акула!” и Акула входит в круг, начиная ловить рыбок. Рыбки должны успеть спрятаться за тех, кто изображает камни. Тот, кого поймали, выходит за пределы круга. Когда непойманных и неспрятавшихся рыбок не осталось, считаем скольких Акуле удалось поймать. Первый пойманный становится Акулой, а рыбки и камни меняются местами и начинается новый раунд.
Сеть
Если продолжить морскую тематику, можно поиграть в сеть. Двое встают лицом друг к другу, оставляя между собой расстояние в пару шагов, так, чтобы мог пройти человек. Это сети. Остальные изображают рыб, которые должны проплыть и не попасться. Те, кого поймали первыми, превращаются в сети в следующем раунде игры.
Рисунки на асфальте
Если ваш ребенок любит рисовать, если вы сами любите творчество, даже если вам обоим далеко до профессиональных художников, купите набор цветных мелков. В сухую теплую погоду можно дать волю фантазии на холсте такого размера, что профессионалам и не снилось. Дайте воображению разгуляться, пусть волшебные миры будут выглядеть просто, зато это будет ваша совместная яркая картина, эдакая дверь в сказку, которую вы откроете на сером асфальте.
Фигуры
Ведущий наблюдает за тем, как дети бегают вокруг и дурачатся. В какой-то момент он дает звуковой сигнал, по которому все должны замереть в той позе, в которой были. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше всего приглянулась, и этот ребенок становится в свою очередь ведущим.
Охотник
Придумайте список предметов, которые можно найти в вашем дворе, и попросите ребенка найти их и показать вам. Это могут быть деревья, цветы, автомобильные покрышки, лестницы, окна, все, что можно найти и покажется вам интересным.
Мыльные пузыри
Сейчас можно купить недорогие и простые приспособления для того, чтобы делать мыльные пузыри. Большие, маленькие, цветные, такие крепкие, что долго не лопаются. Все это очень весело. Научите ребенка выдувать пузыри. Выдувайте их так, чтобы ребенок бегал и успевал поймать пузырь до того, как тот лопнет сам.
Мячик
Мяч достать несложно, а он делает подвижные игры куда интереснее. При этом вашим напарником по игре может стать и асфальт и стена, главное проследить, чтобы рядом не было мест, где есть автомобили. Научите малыша играть с мячиком, и ему эти знания пригодятся через несколько лет на школьной физкультуре. Выбирайте небольшой и легкий мячик, чтобы он не мог нанести травму, если отскочит в ребенка.
Мяч можно:
Текстурированный рисунок
Прислоните лист бумаги к поверхностям с выраженной текстурой. Подойдет, например, кора дерева, выпуклые камни, плетеное кресло. Заштрихуйте часть листа цветными карандашами. Детали текстуры интересно отпечатаются на листе.
Съедобное-несъедобное
Еще одна классическая игра с мячом, которая еще и позволяет развивать словарный запас ребенка. Участники по очереди кидают друг другу мяч, называя разные слова. Если названный предмет съедобный, то мяч надо поймать. Если несъедобен — отбить.
Я сказал
Ведущий дает остальным игрокам легко выполнимые команды (сядь, встань, подпрыгни три раза, обеги вокруг песочницы, помяукай), начиная с фразы “ Я сказал”. Если он вдруг командует без этой фразы, то выполнять приказ не нужно. Тот, кто выполнил приказание без предварительных слов “ я сказал” сам становится ведущим.
Скульптор
Из игроков выбирается скульптор, остальные — статуи. Игроки взявшись за руки кружатся в хороводе, потом расцепляют руки и замирают в тех позах, которые им нравятся. Скульптор ходит между статуями и может только говорить, или изображать что-то сам, а дотрагиваться до них не может. Его задача, чтобы какая-то из статуй рассмеялась. Тот, кто не справился со смехом, становится следующим скульптором.
Замри
Игроки отходит на какое-то расстояние от ведущего и должны как можно быстрее шагом к нему прийти. Идти они могут, только когда ведущий стоит к ним спиной. Как только он поворачивается и говорит “замри,” все должны остановиться. Кто будет продолжать двигаться, должен вернуться на исходную точку и начать движение сначала. Выигрывает тот, кто первым подошел к ведущему настолько, что смог к нему прикоснуться.
Чтение
Иногда подвижные игры не слишком привлекают, можно выбраться в парк и, сидя на скамейке или расстелив плед под деревом, почитать любимые книги. Вслух, если ребенок еще не умеет читать или возможно, именно ребенок почитает вам сказки, если он недавно читать научился? Можно специально выбрать какие-то истории о природе.
Наблюдения за птицами
Это увлекательное и весьма полезное для познания окружающего мира занятие. Приобретите бинокль или просто найдите описания птиц в интернете и вперед — знакомиться с фауной вашего района. Между прочим, есть международные клубы таких наблюдателей, а в Англии это весьма аристократическая забава, так что можно стать частью престижного хобби, не покупая снаряжение для тенниса и верховой езды. Пусть ваш ребенок узнает названия птиц, разглядит их повадки, научится отличать, кормит вместе с вами уток в пруду.
Жонглирование
Если вы хотите, чтобы у ребенка развивалась ловкость, можно научиться жонглировать двумя предметами, например теннисными мячиками или специальными из наборов для жонглирования. Там попадаются потрясающие светодиодные мячики, которые будут светиться в сумерках.
Вертолет
Это игра со скакалкой. Ведущей берет скакалку за один конец, раскручивает и ведет вторым по земле. Остальные, стоявшие вокруг него, должны успеть подпрыгнуть. Кого первого задело скакалкой, тот становится ведущим. Можно сделать игру посложнее и поинтереснее — дать каждому в руку стаканчик с водой. У кого после нескольких прыжков в стакане окажется больше воды, тот выиграл.
Игры с водяными пистолетами
Очень летняя и веселая игра, если, конечно, правильно одеться и взять с собой чистой воды для заправки оружия. Здесь сразу видно, кто попал, кто нет, и в то же время нет опасности, что какая-то деталь травмирует ребенка, даже если струйка воды попадет в глаз — ничего страшного не случится.
Перетягивание грузов
можно купить специальное устройство или просто привязать к скакалке корзинку и класть туда игрушки. Потом свободный конец скакалки перекидывается через ветку дерева и за него корзина поднимается наверх. Потом натяжение ослабляется и корзина ползет вниз. Если среди игрушек будут, например куклы, то можно играть в спасателя, сочиняя историю о том, как дети спасают кукол, например от пожара, спуская вниз с высокого этажа.
По лужам
Ходить по лужам детям часто запрещают, но после дождя можно пойти как-нибудь по другому пути. Пусть ребенок с малых лет запоминает, что исследовать мир можно и нужно, только для некоторых исследований нужна хорошая экипировка. Оденьте на него резиновые сапоги и непромокаемые штаны. Теперь вы можете поиграть в команду — пусть он будет водолазом и проверяет лужу на глубину ногами. Вы можете делать то же самое с помощью палочки, показывая ему другой способ или надеть сапоги и встать рядом. Набегавшись по лужам один раз, малыш поймет правила и скорее всего, не будет обижаться на ваши дальнейшие запреты бегать по ним в другой обуви.
Кар-кар
Ведущий стоит спиной к игрокам. У него закрыты глаза. Игроки подходят к нему по очереди и в ответ на вопрос “ Ворона-ворона, что ты мне скажешь?” Ведущий должен угадать по голосу кто это. Если угадал, то игрок сам становится ведущим.
Жмурки
Классическая игра, которая уже не одну сотню лет передается из поколение в поколение. Ведущему завязывают глаза и раскручивают на месте, а игроки разбегаются в стороны. Игроки хлопают в ладоши, а ведущий должен поймать их не открывая глаз. Пойманный становится в свою очередь ведущим. Эта игра отлично развивает способность ориентироваться в пространстве и вестибулярный аппарат.
Число
Спокойная игра, когда надо немного отдохнуть. Вы считаете до 10, намеренно пропуская число или называя неправильный порядок. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если заметит ошибку.
Пираты
Можно представить, что ребенок прячет сокровища на необитаемом острове. Найдите жестяную коробку, соберите туда что-то, что может считаться сокровищами. Придумайте, куда лучше будет спрятать так, чтобы найти было сложно, лучше всего прятать где-то во дворе, где местность знакомая. Пусть нарисуют, если еще не умеют писать рисунок или напишут что-то тем, кто клад найдет. Потом выйдите во двор, найдите место, лучше всего подходящее для клада. По дороге попросите ребенка запомнить какие-то ориентиры, на которые можно будет опираться, когда захочешь вернуться к зарытому. Закопайте клад и нарисуйте после карту, указав ориентиры. Карту можно вручить друзьям, которые смогут найти сокровища.
Зеркало
Ведущий, возможно под музыку, делает несколько простых и веселых движений, а игрок должен повторить то, что он делает, как можно более похоже. Потом они меняются местами, и уже другой повторяет.
Сравнение
В эту игру можно играть на прогулке и, даже если вам приходится ехать в транспорте или стоять в очереди. Задавайте ребенку вопросы, пусть он ищет общие черты в окружающих предметах и людях, считая, сколько таких он встретил. Считать можно людей с черными волосами, собак, кусты, цветы, машины синего цвета и так далее.
Светофор
В игровой форме удобно учить правила дорожного движения. Расскажите о том, что красный свет означает “стой”, желтый “приготовься”, а зеленый “иди”. Потом в игре, вместо того, чтобы давать прямые команды “стой” и “иди”, произносите названия нужного цвета. Потом поменяйтесь местами, пусть ребенок пробует давать вам правильные указания.
Береги шляпу
Вы ищете предмет, который будет не так тяжело, но все-таки не так уж просто долго держать на голове. Например, средних размеров книгу. Задача продержаться с “шляпой” на голове как можно дольше. Объясните ребенку, как важно держать осанку, чтобы все получилось. Если ребенок ловко управляется с тем, чтобы стоять и спокойно шагать с этим предметом на голове, можно попробовать более сложные упражнения, например, присесть или повернуть голову.
Тир
Сделайте мишень или поставьте кастрюлю на достаточном расстоянии, чтобы в нее можно было попасть, но не слишком просто. Насыпьте в старые носки крупу или горох, завяжите их, сделав “мячики”. Они куда мягче, например теннисных и совершенно безопасны. Теперь пусть ребенок целится и бросает “мячики”.