Что такое экопродукты?

Мы часто видим на продуктах маркировку “био”, “эко” и другие варианты, которые должны нам указать на то, что эта марка лучше остальных. Однако мы не всегда понимаем, чем именно. Важно отличать тех, кто пишет про экологичность “для красоты”, от тех, кто действительно придерживается определенных правил.

Что означает “Экологически чистые”?

 Прежде всего — это не декларация обязательно большей пользы для покупателя, а заявление о том, в каких условиях был произведен продукт.

Требования по этим условиям жесткие:

  • район,  который считается экологически чистым
  • без ГМО
  • без искусственных добавок, таких как консервант, усилитель вкуса, краситель, ароматизатор
  • во время производства не используются антибиотики, минеральные удобрения, пестициды, гербициды, облучение
  • в питании животных не должны встречаться экологически сомнительные материалы  и гормональные препараты
  • запрещается агрессивная внешняя обработка (например воском, для фруктов)

Чем Экопродукты лучше?

В случае обычных продуктов мы говорим не о пользе, а о том, чтобы конечная стоимость продукта была как можно меньше. Производитель сокращает затраты на ингредиенты для производства, увеличивает сроки хранения. Различные химические вещества используют, чтобы у растений была возможность активно противостоять засилию сорняков и вредителей. На больших полях агрохолдингов другими способами бороться с врагами сельскохозяйственных культур вряд ли получится. Если у продукта вроде молока срок хранения месяц, если цыпленок кажется по размеру приближенным к индейке, а яблоко блестящее, идеально гладкое и остается таким долгие недели, то в экологическом смысле тут дело не чисто.

Избыток “лишних” химических веществ может накапливаться в организме потребителя и приводить к нарушениям обмена веществ, расстройству пищеварения, проблемам с иммунитетом и аллергиями. Многие из этих проблем, когда они проявляются, не сразу связывают с питанием, и можно долго искать причину, не находя ее.

Что значит “organic”?

Такая надпись вместе с органическим сертификатом, означает, что продукт прошел сертификацию . В России на таких продуктах может стоять QR код, который ведет в реестр Минсельхоза, где есть все сертифицированные по российскому стандарту компании.  С 1 января 2020 года такая маркировка на российских товарах,. Это требование ФЗ от 03.08.2018 №280-ФЗ “Об органической продукции…”

Такой значок говорит, что продукт правда соответствует требованиям, о чем есть документы.

 Документы выдадут тем, кто докажет центру аккредитации, что:

  • продукт хранился, производился и перевозился отдельно от других товаров
  • его упаковка не приносит вреда окружающей среде
  • для борьбы с вредителями и болезнями использовали только биологические средства
  • овощи не были выращены на гидропонике и с помощью ионизирующего облучения
  • запрещено использование ГМО в том числе в качестве корма для животных
  • любые пищевые добавки должны быть из списка разрешенных для органической продукции

Так же могут быть применены Международные стандарты:

«EU Organic Bio» — для ЕС. Более 95% натуральных компонентов

USDA Organic — стандарт США как для продуктов питания, так и для косметики. есть несколько градаций от 100 до 75% натуральных компонентов.

ICEA — итальянский сертификат для косметических продуктов.

Все они требуют от производителя соответствия определенным стандартам, которое надо подтвердить.

Есть еще экологическая маркировка “листок жизни” российского Экологического союза.

Если вы видите какой-то из этих знаков на упаковке продукта — это означает, что он действительно изготовлен так, как требуется для того, чтобы считаться органическим. То есть безопасным для покупателя и окружающей среды на всех этапах производства. Проверить, правдива ли информация, легко на сайте экомаркировки, если производитель есть в списках — все отлично.

Гринвошинг

К сожалению, чаще всего, рассматривая товары, на которых есть зеленые маркировки, мы имеем дело с гринвошингом. Гринвошинг — “зеленый камуфляж” — маркетинговая уловка, в которой производитель сообщает о своих продуктах информацию, которая дает повод причислять ее к экологичным и полезным товарам, хотя на деле доказательств этого у компании нет. Такая подача позволяет просто повышать цену продукта, при этом ничего не говорит о его реальных свойствах.

Основные маркеры, которые указывают на гринвошинг:

  • обилие зеленых значков, деревьев в кружочках, слов “био”, 100% натуральный,
  • “биологические” и “полезные” компоненты указаны крупным шрифтом, а полноценный состав мелким, который с трудом можно разглядеть
  • на упаковке указан сертификат, который в реальности на сайте стандарта не найдешь
  • состав указан так, что сперва идут “натуральные” элементы, а не те, у которых больше процент содержания
  • вид компонента ( например “мыльная основа”) выдан без расшифровывания

В ТЦ Таганка вы можете найти действительно полезные и экологически чистые продукты в магазине “Сыроедов”.